4. Основные религиозно-философские течения в исламе.

В отличие от шиизма и суннизма как течений по преимуществу политических, в исламе существует и другое течение – мистико-аскетическое, возникшее в VII–VIII вв., – суфизм. Хотя его зарождение относят ко времени пророка, однако оформление свое он получил несколькими десятилетиями позже. Если шииты основной упор делают на преемственности политической власти непосредственно от пророка Мухаммада, то основой суфийского мировоззрения является идея о мистическом познании Бога, которое стало для ее последователей (суфиев, или дервишей, т.е. нищих, бедняков) религиозным идеалом и высшей целью жизни, а также особой концепцией нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма. Иначе говоря, это иная форма борьбы за наследие ислама. Если шиизм проповедует передачу особой Божественной благодати (барака) и скрытого знания (батин) по наследственному признаку принадлежности к роду пророка, что делает имамов единственно возможными руководителями общины, а суннизм признает только выборность правителя, то суфизм предполагает веру в возможность непосредственного личного общения с Богом без всякого посредничества, интуитивное его познание безотносительно к родовой или племенной принадлежности познающего. Поскольку определенные имущественные притязания всегда втягивают в политическую борьбу и вынуждают принять ту или иную сторону в этой борьбе, то суфии сознательно уводят человека к состоянию экстаза как высшего проявления личного общения с Богом. Поэтому начало формирования суфизма связано с движением мусульманских подвижников-аскетов первых веков ислама, призывавших к отрешению от мирского, возводивших в культ бедность. С этой целью были разработаны концепции этого пути (тарик), ведущего человека к постижению высших истин, и понятие святости (вилайя), которая обретается суфием по достижении конечной цели мистического пути.

Суфизм не возник на пустом месте, он вобрал в себя некоторые черты манихейства, зороастризма, а также буддизма. Для обоснования и разъяснения своих идей суфизм использовал общепринятую эротическую символику и натуралистические образы плотской любви. Эти образы и символы выражали довольно туманные учения о том, что человек, ищущий истину, Божество, должен пройти семь ступеней искания, ряд этапов познания и самосовершенствования и только потом, на высшей ступени может слиться с божеством. С течением времени суфизм становился проявлением мусульманского благочестия, с которым уже не боролся ортодоксальный ислам.

С первых веков развития суфизма в нем выделилась философско-этическая струя, не оформленная и не закрепленная в каком-либо братстве. Некоторые философы-суфии, особенно поэты, используя абстрактность суфизма и отсутствие твердых догм в этом учении, могли, как выражались они сами, «пускать в полет птиц своей мысли». Некоторые из суфиев проповедовали идею благости труда и высокой роли труженика, порицали жестокость богатых. В их произведениях сквозь мистическую оболочку явно проступает оппозиционность по отношению к господствующим порядкам, освященным исламом.

 



 
PR-CY.ru