В течение последних десятилетий XI в. партия папы стала искать в хрониках истории Церкви тот правовой авторитет, который поддержал бы главенство папы над всем духовенством, а также независимость духовенства от всей светской сферы, и по возможности – превосходство над ней. Партия папы побуждала ученых развивать науку права, которая дала бы рабочую основу для претворения в жизнь основных целей политики папы. В то же время партия императора также начала разыскивать древние тексты, которые поддержали бы дело императора против узурпаторства папы.

Однако не существовало такого юридического документа, к которому могли бы обратиться со своим делом папство и императорская власть. Это был поистине революционный момент в ситуации. Тогда папа Григорий VII, «заглянув в собственную грудь», написал документ под названием «Диктаты папы», состоявший из 27 четких положений и вроде бы адресованный самому себе. И первым пунктом в этом документе значилось: «Римская Церковь основана одним только Господом».

Этот период вошел в историю под названием Папской революции, которая сделала огромный шаг в укреплении власти и авторитета как внутри Церкви, так и отношениях между церковными и светскими властями. Она также сопровождалась решительными политическими переменами в отношениях между Западной Европой и соседними державами. Политические перемены такого размаха не могли бы состояться без сопоставимых перемен в экономике и связанной с ней общественной структуре. Однако трудно определить их отношение к политическим переменам: иногда они представляются причинами, иногда – условиями, а иногда и следствиями.

 



 
PR-CY.ru