В 813 г. Карл короновал своего сына императором вообще без участия духовенства. Следующие германские императоры требовали от папы при его избрании принести присягу на верность императору. Из 25 пап, занимавших эту должность в течение столетия до 1059 г. (когда впервые церковный Синод запретил мирскую инвеституру), 21 был прямо назначен императорами, а 5 ими же уволены. Более того, не только германские императоры контролировали епископов в своих владениях. В 1067 г. Вильгельм Завоеватель издал знаменитый декрет, в котором провозгласил, что король полномочен решать, должна ли Церковь в Нормандии и Англии признать папу, и что король издает законы Церкви через им же созываемые церковные Синоды, а также что король имеет право вето на церковные наказания, наложенные на его баронов и слуг.

Императорский и королевский контроль над Церковью был нужен для того, чтобы оградить ее от коррумпирующего влияния баронской и местной политики и экономики. Однако осуществление этой основной цели клюнийской реформы встретило на своем пути неодолимое препятствие: клир был до такой степени запутан в политические и экономические хитросплетения на всех уровнях, что не представлялось возможным его оттуда извлечь. Под эгидой великих императоров-реформаторов X и XI вв. можно было очистить монашеские ордена и укрепить папство, но всю Церковь радикально реформировать было невозможно, ибо она не обладала независимостью. Симония (продаже церковных бенефициев) и николаизм (брак духовенства) оставались ее жгучими проблемами.

Николаизм был вопросом не только моральным, но и социальным, политическим и экономическим. Брак вводил духовенство внутрь клановой и феодальной структур, влек за собой наследование некоторых церковных должностей сыновьями и другими родственниками священников. Это, по крайней мере, ставило хоть какие-то пределы симонии. Если ни одна церковная должность не должна быть наследственной, как же можно было оставить инвеституру в руках мирян? Разве короли и императоры духовно соответствуют потребностям назначения огромного количества новых клириков на высокие освободившиеся должности, а они неизбежно будут освобождаться, если священники не будут жениться и иметь наследников? А как тогда насчет низших церковных должностей, которые должны заполняться по указания феодальных синьоров?

Надо сказать, что всегда наблюдалась некоторая напряженность в связи с подчинением духовенства, и особенно папства, лицам, которые, хотя и являлись носителями достойного и даже священного сана, все же не были сами возведены в сан священников. В конце IV в. именно Амвросий, епископ Миланский (Медиоланский), сказал: «Дворцы принадлежат императору, церкви – священству». Он же отлучил от Церкви императора Феодосия, сняв отлучение только после исполнения императором покаяния. Веком позже папа Геласий I писал императору Анастасию: «Есть две (вещи), августейший император, которыми в основном управляется мир, священная власть священства и королевская власть… Если сами епископы, сознавая, что императорское достоинство было дано тебе соизволением Господа, повинуются твоим законам настолько, насколько это касается общественного порядка… С каким же рвением, спрашиваю я, должен ты повиноваться тем, кто назначен служить священным тайнам (в вопросах религии)?»

 



 
PR-CY.ru