18. Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.

К этому времени относится просветительская деятельность одного из самых почитаемых на Руси византийских монахов, канонизированных православной Церковью, – Мефодия. Основные сведения о нем есть в святоотеческой литературе, прежде всего в книге «Житие Мефодия». Но «Житие» как жанр литературы тоже можно понимать как иконографию, только словесную: в нем образ идеализирован и идеологизирован.

Автор «Жития Мефодия» пишет, что родился он около 815 г. в Солуни (Фессалоники) – одном из самых крупных и богатых городов Византии, в семье доброй и почтенной. По мнению же историков, его отец был друнгарием (помощником стратега, или сотника). В семье было семеро детей, и самым младшим из них был будущий сподвижник Мефодия, прославившийся под своим монашеским именем Константина (после принятия схимы прозванный Кириллом – мирские имена братьев нам не известны). Предполагают, что Константин был на десять лет моложе брата.

Согласно «Житию», Мефодий продолжил семейную традицию и поступил на военную службу, проходил ее, по-видимому, в столице, поскольку был на виду у императора (в полку императорской гвардии?). Более того, поскольку он «был крепок телом», «в военных делах был страшен, подобно библейским героям Самсону, Гедеону и Иисусу Навину», император «всегда держал его при себе» (т.е. в составе личной охраны, телохранителем?). За два года Мефодий выслужился до архонта (воеводы) Славинии – небольшого славянского княжества, находившегося тогда под властью греков. Должность эту он исполнял в течение десяти лет, благодаря чему имел возможность хорошо выучить славянский язык и славянские обычаи (кстати, отец Мефодия и Константина, Лев, был славянином, а мать гречанкой). Биограф сообщает, что в те годы Мефодий имел жену и детей (что с ними стало позже – неизвестно).

Вскоре после кончины императора Феофила (842 г.) Мефодий отрекся от мира и постригся в монахи в одном из малоазийских монастырей, расположенных на горе Олимп (Ликия). Биограф не знает причины, из-за которой Мефодий принял монашество (может быть, так переживал кончину своего благодетеля, императора Феофила, чьим телохранителем был два года?). Через несколько лет к его подвигам присоединился младший брат Константин. Раньше, еще в 15-летнем возрасте, он был приглашен в качестве наставника к 6-летнему императору Византии Михаилу III; одновременно продолжал обучение, в том числе у таких богословов, как Лев Философ и будущий патриарх Фотий; изучил античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку; позже стал библиотекарем патриарха; преподавал философию в Магниурской (высшей) школе. В 851 г. Константин был отправлен в Багдад для дискуссий о вере, где, говорят, побеждал во всех диспутах арабских мудрецов.

 



 
PR-CY.ru