Фотий – самая крупная фигура в Византии IX в. На патриарший престол он избирался дважды: с 858 по 867 гг. и с 878 по 886 гг. Родился он приблизительно в 820 г.; отец был человеком знатного происхождения, находился в родстве с патриархом Тарасием, много претерпел от иконоборцев за свой образ мыслей, лишился из-за этого даже имущества и должности. Тем не менее, Фотий получил блестящее образование, приобрел обширные и глубокие познания в богословских, философских и других науках. После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. и до исхода иконоборческого периода, появление такого разностороннего и плодовитого писателя и ученого, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего апогея в XII и XIII вв.

Карьера Фотия начиналась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. В его доме собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера. Располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато его властная натура требовала от учеников безусловного повиновения. Даже впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого; даже латинский и еврейский языки, без которых трудно обойтись любому богослову, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в IX в. еще сохраняла положение мировой державы, и византийцы, подобно своим предкам – эллинам, довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая «латынян», как на варваров. Фотий был настоящий византиец, что помогло ему встать во главе церковного и национального движения против Рима.

Назначение Фотия преемником Игнатия объясняется его общепризнанной ученостью, родством с патриархом Тарасием и даже с царским домом: сестра царицы Феодоры, царевна Ирина, была замужем за братом Фотия, патрицием Сергием. То обстоятельство, что Фотий возводился в патриархи прямо из мирян, не составляло препятствия в глазах поддерживающей его партии, т.к. при подобных же обстоятельствах становились патриархами Тарасий и Никифор; однако в глазах игнатиан он был узурпатором.

Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами, начало которой следует искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории византийской Церкви, особенно в тех отношениях, которые господствовали в Византии во время правления просвещенного патриарха Мефодия, вся многочисленная партия которого не могла не тяготиться правлением Игнатия, который был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийного монастыря, не сочувствовавших широким и гуманным мерам Мефодия.

 



 
PR-CY.ru