17. Фотианская схизма.

Очень активный папа Николай I осуществлял в это время экспансию папства на Восток. Его ставленник – патриарх Игнатий был свергнут антикатолической партией Византии, в спешном порядке на престол был возведен светский, но более просвещенный человек – Фотий (который, кстати, в течение нескольких дней прошел все ступени священства, до епископства включительно; что делало его в глазах сторонников низложенного патриарх Игнатия узурпатором). Возведение на патриарший престол Фотия связано с тем, что в Италии иконоборчество находило себе резкий отпор в папах, причем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы отказывались повиноваться, – к усилению независимости последних. Но во Франкском государстве, на Франкфуртском соборе 794 г. и на Парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший всякое церковное служение перед иконами идолопоклонством, но не отрицавший их значения как украшения церкви и средства поддержания благочестия. Однако при недостаточной разработанности истории иконоборчества, как относительно происхождения этого движения, так и относительно его характера и значения по-прежнему существуют большие разногласия.

Эти разногласия наложили отпечаток и на все развитие христианской Церкви вообще, а также на развитие отношений между восточной и западной Церквами в частности. Особенно большое значение имело столкновение византийской Церкви с папой Николаем I. Он был знатным римлянином, честолюбивым и властным. Вступив на престол, Николай I энергично принялся за восстановление авторитета папской власти и ревностно оберегал идеи папской теократии, выдвинул тезис, что права папы – божественного происхождения, и никто не может лишить его этих прав. Его тезис гласил: папа – живой закон, его слово – слово Божие, его дела – дела Божьи. Он утверждал, что до Христа духовная и светская власть была в руках государей. Христос разъединил обе власти. Впредь ни государь не имеет права присваивать себе роль понтифика, ни папа – роли императора. Николай I первым из пап надел корону (до него папы носили шлемовидный колпак белого цвета). Для возвышения своей власти он использовал даже Лжеисидоровы дектералии. Конечно, такое усиление папы было бы невозможным, если бы преемники Карла Великого не оказались столь слабыми.

Византийская Церковь в это время была сильна благодаря поддержке государства, хотя и здесь не обходилось без внутрицерковных разногласий. Так, ставленник папы, патриарх Игнатий был низведен с кафедры происками регента империи Варды (брата и соправителя Феодоры при малолетнем Михаиле III), которого патриарх обличал в порочной жизни, а патриархом был избран Фотий, отличавшийся редкой богословской ученостью и принципиальностью в догматах.

 



 
PR-CY.ru