Другое дело – была использована идея, впервые сформулированная в Византии при Юстиниане I, о правовом регулировании государственно-церковных отношений. А также и вера в чудодейственную силу икон. Переселенцы стремились сохранить византийские традиции в том виде, как они их себе в то время представляли, т.е. без учета прежних исторических традиций. Иначе говоря, переселенцами не было учтено античное наследие, вошедшее в основу так называемой византийской культуры, на котором оно было «вскормлено». Образно выражаясь, колонистами-иконопочитателями, бежавшими от преследования за веру, были «сорваны колоски», а питавшие их корни были выброшены вон. На новой почве эти зерна не дали ожидаемых плодов, поскольку почва была не подготовлена, и православие в течение многих веков было вынуждено или адаптироваться к местным языческим условиям (двоеверие), или находиться в сильной изоляции от окружающего социума.

Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина V Копронима, но и в царствование его сына (внука Льва III Исавра), более умеренного Льва IV Хазара, который продолжил семейные традиции иконоборчества. Однако одной из противниц была его мать Ирина. (Ирина – это христианское имя сестры хазарского когана, которую в 732 г. Константин V Копроним взял в жены (отсюда и прозвище сына – Хазар); ее хазарское имя – Чичак, что означает «цветок».) В ее регентство (из-за малолетства сына, императора Константина VI) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх. После возведения в константинопольские патриархи Тарасия (784 г.) было решено созвать Вселенский Собор для восстановления иконопочитания. Он был открыт в Константинополе в августе 786 г., но войско, оплот иконоборцев, оказало такое сопротивление деятельности Собора, что участвовавшие в нем должны были разойтись. Под благовидным предлогом переместив столичное войско из столицы в провинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и поставив над ним преданных себе начальников, Ирина при участии папы Адриана I и патриарха Тарасия созвала через год (в 787 г.) в Никее новый Собор, который вошел в историю под названием Седьмого Вселенского. На нем были отвергнуты постановления Собора 754 г., подвержены анафеме иконоборцы и было установлено иконопочитание. Иконам не должно было оказывать поклонения, приличествующего только Богу, но их подобало чтить совершенно так же, как и святой животворящий крест (почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам, возжигать свечи, обращаться к ним с молитвами. Однако преследований иконоборцы в эпоху правления Константина VI и Ирины (до 802 г.), по-видимому, не имели. Кстати, в 797 г. Ирина, за что-то ослепив и заточив в монастырь своего сына, стала первой в Византии женщиной-императрицей, к тому же еще и узурпатором (до 802 г.). Овдовевший к этому времени (в 800 г. умерла его пятая жена – Лютарда) и незадолго до этого коронованный Карл Великий (25 декабря 800 г.) отправил посольство к вдовствующей византийской императрице Ирине с предложением заключить брак;

 



 
PR-CY.ru