В результате грехопадения человек потерял способность узнавать Бога и божественное и, по неведению, обратился к материальному. Его сознание переполнилось чувственными образами, и от этого он попал в безысходный круг страсти. Исцеление человеческой природы в таинстве Боговоплощения должно было стать, прежде всего, восстановлением человеческой воли в ее полноте. Если воля была источником греха ветхого Адама, то именно она, прежде всего, и требовала врачевания. Спасение не совершилось бы, если бы не была воспринята и исцелена сама первопричина грехопадения. Если бы во Христе была только одна (т.е. божественная) воля, воплощение оказалось бы неполным, и исправление человеческой природы в воплощении имело бы в себе изъян, причем в самом существенном пункте. Но каким образом в едином существе могут быть две воли? Преподобный Максим, разбирая этот вопрос, писал, что между божественной и человеческой волями во Христе не было и не могло быть противоречия, ибо воля Христа была первозданной, которой еще не касалось дыхание греха. Поэтому в ней не было колебаний и противоречий. Она была внутренне единой и полностью согласовывалась с волей Божьей. Поэтому во Христе не было столкновения двух природных воль. Но это согласование воль не было их слиянием, т.е. нельзя рассматривать это так, что божественная и человеческая воля породили как бы третью – богочеловеческую. Подобный подход ведет к нарушению другого догмата – о неслиянном единстве божеского и человеческого естеств во Христе.

В Боговоплощении исправляется природа падшего человека. По вознесении Христа она вновь обретает нетленность, и в конце света, на Страшном суде, телесно воспрянут все люди, в том числе и грешники. Но воля каждого отдельного человека не может быть исправлена таким же образом. Тут каждый сам должен позаботиться о своем излечении. Пример для этого – жизнь Христа – у всех на слуху. По мере распространения христианства все больше людей будут следовать ему. В этом постепенном (через исправление воли) обожении людей суть и цель всей послеевангельской истории. А движется она к кончине мира, когда прекратятся время и всякое движение. Тогда мир умрет видимой своей стороной и в то же время воскреснет вновь. И человек воскреснет в этом новом мире, находясь в единстве с ним как часть в целом, как великое в малом. Воскресение будет обновлением и одухотворением человечества. Бог тогда будет всем и во всем, и все станет совершенным символом единого Бога. Все будет проявлять только Бога, и ничего не останется вне Него. Это будет восстановление исконного лада, утраченного в грехопадении. Но не для всех это будет блаженной субботой и покоем. Только люди доброй воли (т.е. те, кто сумел согласовать свою волю с волей Божества) найдут в любви и радости богообщения предел и исполнение своей жизни. Для нечестивых воля Божия останется чем-то внешним. Соответственно, для первых огонь Божества откроется как свет просвещающий, а для вторых – как пламень опаляющий и жгучий.

Учение Максима нашло отклик у многих православных священников. Под его влиянием в 646 г. Собор африканских епископов осудил монофелитство. Из Карфагена Максим перебрался в Рим и здесь также с успехом действовал в пользу православия.

 



 
PR-CY.ru