Целью, которой служила новая школа в это время, была массовая христианизация населения Западной Европы, где до тех пор новой религией были по существу охвачены лишь жители городов и самый верхний слой сельского населения. Назидание, легенда, гимн становятся важнейшими литературными формами этой эпохи. Именно они характерны для писательской деятельности Григория Великого. Назидание, забота о практическом жизненном уроке выводимо из любого текста и рассуждения, они присутствуют в его многочисленных проповедях и в пространных библейских комментариях. Легенды о чудотворцах и ясновидцах (первые образцы жанра «видений» адских мук и райского блаженства) составили самое популярное его сочинение – «Диалоги о жизни и чудесах святых отцов италийских и о бессмертии души».

Не случайно, пестрое, многоплеменное кельто-романо-германское население империи Каролингов нуждалось, прежде всего, в сложной системе законов, созданных на основании своеобразного соединения юридического наследия римского права и местных «правд» – племенных уложений и законов. Для управления огромным государством Карла нужны были и единая административная система, и единый язык – не только церковный, но и юридический, политический. Таким языком и стала латынь. Однако к VIII в. латынь, бывшая в употреблении у священников и в ряде случаев у местных властей, претерпела сильные изменения: возникла так называемая народная латынь, во многом не похожая на классический латинский язык, преподавание которого в немногочисленных монастырских школах того времени шло все хуже и хуже.

Империи Карла Великого или Генриха IV не следует путать с более ранними империями – римской империей Августа или Константина. Хотя и поддерживалась иллюзия непрерывности по отношению к Древнему Риму, каролингский термин «империя» относился не к территории или федерации народов, а скорее к природе императорской власти, которая при этом сильно отличалась от власти предшествующих римских императоров. В отличие от кесаря, Карл и его преемники правили своими подданными не через имперскую бюрократию. Даже не было столичного города, сравнимого с Римом или Константинополем. Более того, в империи кесарей было много городов, а Карл и его преемники городов почти не имели. Вместо этого император и его дом путешествовали по своим обширным пределам из одной местности в другую. Карл был постоянно в пути, разъезжая по Франции, Бургундии, Италии, Венгрии и по своей франко-германской родине. В рамках почти исключительно местной экономики и такой политической структуры, которая давала высшую власть племенным и региональным вождям, перед императором стояла военная задача – поддержать коалицию племенных армий, которая защитила бы империю от внешних врагов, и духовную – поддержать христианскую веру империи против возврата к язычеству. Император правил, проводя судебные заседания, но был, прежде всего, судьей своего народа. Приехав куда-либо, он выслушивал жалобы и осуществлял правосудие. Эта империя была не географическим единством, а единством военной и духовной властей. Ее стали именовать Римской империей не ранее 1034 г., а Священной Римской империей назвали только в 1254 г.



 
PR-CY.ru