14. Ареопагитики.

Религиозное примирение межу Римом и Константинополем, состоявшееся еще при императоре Юстине I, не принесло, однако, ожидаемого порядка в империи. Кроме всего прочего, короли-варвары тоже вмешиваются в дела Церкви, несмотря на декрет Симмаха о выборах папы. Так, папа Иоанн I, первый папа, короновавший императора Византии, стал неугоден королю остготов Теодориху, поскольку не выполнил его поручение о льготах арианам. Надо сказать, что Иоанн I пытался сделать это через Константинополь, но безуспешно. После возвращения в Рим он был брошен Теодорихом в тюрьму, где и скончался. По указанию того же Теодориха папой был избран Феликс IV, а затем и первый германский папа (55-й по счету), остгот по происхождению Бонифаций II, который попытался «проводить свою линию», независимую от короля, но был вынужден публично признать себя виновным в оскорблении его величества. Следующие папы при остготских королях тоже утверждались ими, за что должны были выплачивать королям значительные суммы. А чтобы узаконить это мздоимство и закрепить его только за высшим лицом, в 532 г. римским Сенатом был издан декрет о запрещении подкупа папских избирателей. Остготский король Аталарик приказал префекту Рима вырезать этот декрет на мраморной доске и прибить ее к церкви св. Петра. Такое положение в Церкви и государстве сложилось в Риме к середине VI в. – арианское остготское королевство стремилось укрепить и создать свою прочную базу в Италии, а Византия мечтала о воссоединении империи.

Юстиниан первый отчетливо противопоставил народной воле «милость Божию» как источник верховной власти. В его царствования зарождается теория об императоре как «равном апостолам», получающем благодать прямо от Бога и стоящем над государством и над Церковью: Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Поэтому войны Юстиниана приобретают уже характер крестовых походов: везде, где император будет господином, воссияет правая вера.

В числе приближенных к императору находился архиепископ Кесарии Каппадокийской, оригенист Феодор Аскида. Когда на Соборе в Константинополе в 541 г. состоялось осуждение оригенизма, Аскида, чтобы отвлечь от них внимание императора, посоветовал ему заняться обращением монофизитов. Он доказывал, что стоит только произнести анафематствование на ряд иерархов, несмотря на их несторианство, и монофизиты охотно перейдут к православной Церкви, а император покроет себя вечной славой. Юстиниан согласился на предложенный ему план и в 544 г. издал первый эдикт – «Три главы». В нем осуждались ереси трех главных руководителя несториан, однако название эдикта обусловливалось не тем, что Феодор Мопсуетский, Ива Эдесский и Феодорит Кипрский были главами несторианской ереси, а тем, что каждому из них посвящена была отдельная глава. Вскоре первоначальный смысл этих слов был забыт, и главами стали называть самих Феодора, Иву и Феодорита.

 



 
PR-CY.ru