Для выполнения своего предписания он применял террор в столице и в провинциях. Обращение в христианство осуществлялось огнем и мечом. Большинство приверженцев язычества подчинились из выгоды или страха. Полному запрещению подверглось всякое распространение старых доктрин путем преподавания. Здесь главным образом пострадал последний оплот эллинизма – афинская школа. Юстиниан уже в 529 г. предписал ее закрыть, конфисковать ее богатое имущество, изгнать профессоров и категорически запретить преподавание философии. Уничтожение афинской школы стало наглядным пределом между веками свободного развития мысли в рамках греко-римской философии и наступлением эры византийского вероисповедного просвещения. Константинополь сделался центром новой христианской цивилизации. И хотя поверженных сторонников античной философии победители провожали злыми эпиграммами, торжествующая вера в дальнейшей разработке своего богословия не осталась, как и раньше, чуждой великих идей эллинизма, и новая культура продолжала черпать вдохновение в традициях прошлого.

Однако Юстиниан считал себя продолжателем великого культурного дела Рима и всегда желал стоять во главе цивилизованного государства. Это видно уже из его настойчивого стремления восстановить единство между странами. Путем этого соединения ему казалось возможным возрождение когда-то всемирного хозяйственного обмена, составлявшего силу Римской империи. Юстиниан стремился к тому, чтобы создать из Константинополя огромный центр промышленности и торговли, центростремительная и центробежная сила которого охватывала бы своим спросом и предложением весь мир, от древних культурных государств дальней Азии до варваров европейского Запада и африканского Юга. Но искусственные мероприятия не могли поднять экономическую энергию стран, вырождавшихся или отсталых, а государственные монополии, которые при этом насаждались правительством, не давали обществу свободы и в хозяйственной сфере, искали в казенной промышленности и торговле новых источников дохода, поэтому не могли вызвать энтузиазма в населении, подавленном опекой. Некоторый подъем торговли в Византийской империи при Юстиниане может быть заметен лишь по сравнению с непосредственно предшествовавшей ему эпохой смут в греко-римском мире.

Юстиниан поддерживал науку там, где христианству удалось уже наложить на нее руку, например, в высших школах Константинополя и Александрии. Там философские академии превращались в органы разработки и пропаганды признаваемых властью богословских доктрин. Императору оставалось только наблюдать за преподаванием и материально поддерживать распространение правоверных идей, не давая хода еретическим направлениям. Философия в результате перерождалась в теологию, классическая риторика – в духовное красноречие. Так под сенью государства совершался переход античной науки в средневековое просвещение.

Из умственного наследия прошлого Юстиниан особенно высоко ценил ту сферу знания, которая разрабатывалась с любовью, талантом и успехом не в Греции, а в Риме, т.е. право. Он считал себя завершителем дела великого народа – создания закона, воплощающего на земле высший разум и совершенную справедливость.

 



 
PR-CY.ru