Во многих эпиграммах преобладают условные классические мотивы, лишь иногда налет сентиментальности или эротическая острота выдают наступление новой эпохи. Придворные поэты императора, старательно выкорчевывающего остатки язычества, изощряют свое дарование на привычных темах: «Приношение Афродите», «Приношение Дионису» и т.п.; когда же они берутся за богословскую тему, то превращают ее в игру ума. Эта искусственная поэзия, играющая с отжившей мифологией, поверхностной жизнерадостностью и книжной эротикой, не прекращает своего существования и в последующие века византийской литературы, заново оживая после X в., парадоксальным образом уживаясь с мотивами монашеской мистики и аскетизма.

Юстиниан сумел твердо усвоить две идеи: римскую (идею всемирной монархии) и христианскую (идею царства Божия). Объединение обеих в одну теорию и проведение ее в жизнь с помощью светского государства составляет оригинальность концепции, которая сделалась сущностью политической доктрины Византийской империи. Юстиниан предпринял первую попытку сформировать такую систему и осуществить ее. Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя, – такова была мечта, которую он лелеял с самого начала царствования. Он намеревался оружием возвратить утерянные римские территории, затем дать общий закон, которым будет обеспечено благосостояние жителей; наконец – утвердить веру, которая соединит все народы в поклонении единому истинному Богу.

Юстиниан первый отчетливо противопоставил народной воле «милость Божию» как источник верховной власти. В его царствования зарождается теория об императоре как «равном апостолам», получающем благодать прямо от Бога и стоящем над государством и над Церковью: Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана приобретают уже характер крестовых походов: везде, где император будет господином, воссияет правая вера. Юстиниан не только отразил внешних врагов (Иран на востоке, варваров – гуннов, готов, славян и аваров – на севере), но и осуществил грандиозные завоевания на Западе. За двадцать лет (535–555 гг.) ему покорились Северная Африка, Италия и часть Испании. Основанные им Карфагенский и Равеннский экзархаты надолго стали оплотом Византийской империи, территория которой увеличилась почти в два раза. Византия, заняв Рим в 536 г. и покорив остготское королевство, вновь превратилась в самое могущественное государство Средиземноморья.

Юстиниан очень любил богословские рассуждения, считал себя замечательным теологом, верил, что Бог глаголет его устами, и объявил себя «учителем веры и главою Церкви», готовым охранять ее как от собственных заблуждений, так и от нападений противников. Он всегда предоставлял себе право диктовать Церкви догматы, право, дисциплину, обязанности, иначе говоря, превращал ее в орган своей высшей (святейшей) власти. Стремясь узаконить объединение империи, с 529 г. Юстиниан I обязал крупнейших юристов разработать свод Гражданского кодекса. Этот свод отменял старые законы, вводил новые формулировки, предусматривал реформы во взаимодействии человека и государства. Многие положения этого труда, получившего название «Кодекс Юстиниана», используются в юридической практике до сих пор.

 



 
PR-CY.ru