Став императрицей, Феодора отрешилась от своих дурных инстинктов и развила бурную государственную деятельность. О ее воле и находчивости свидетельствует такой эпизод. Когда Юстиниан I во время народного восстания в 532 г. хотел бежать, Феодора, явившись на совет сановников, стала упрекать их в позорной трусости. Она заявила, что предпочтет смерть потере власти, ибо «царская порфира – прекрасный саван». Красноречие Феодоры воодушевило окружающих, и бунтовщики были разбиты. Изведав жизнь куртизанки, Феодора заставила Юстиниана издать много законов в пользу женщин. Она уговорила его начать кампанию против готов и вандалов, что позволило расширить границы империи и принесло Юстиниану славу. Императрица активно вмешивалась и в дела Церкви. Будучи сторонницей монофизитов, она добилась их реабилитации в 543 г., устроила свержение в 537 г. папы Сильверия и избрание на его место Вигилия, преданного ей бесконечно. Феодора умерла в 543 г., пробыв на престоле в общей сложности 21 год.

На царствование Юстиниана приходится недолговечный, но внешне импозантный расцвет государственности, поэтому при его дворе процветают историография и эпиграмма, живущая пафосом наследственной культуры. Самый значительный прозаик эпохи – историк Прокопий Кесарийский, его главный труд – «История войн Юстиниана» в восьми книгах. Но те же самые условия деспотизма, которые порождают официальную литературу, с необходимостью требуют и ее противоположности – скандальную хронику двора, вбирающую в себя злейшие антиправительственные анекдоты и слухи, – «Тайную историю». В произведениях Прокопия образ государя двоится: в официальных трактатах – это мудрый отец своих подданных, великий строитель христианской державы, в «Тайной истории» – садист, демон во плоти, окруживший себя негодяями и взявший в жены развратнейшую из женщин.

Еще при своем вступлении на престол в 527 г. Юстиниан издал эдикт с изложением соборного исповедания христианской веры, включая учение о Святой Троице, Иисусе Христе как Богочеловеке, Деве Марии как Богородице, а также с анафематствованием учений Нестория, Евтихия и Апполинария. Представленное в указе вероисповедание объявлялось единственно истинным и обязательным для всех подданных, а вероисповедное разномыслие подлежало преследованию со стороны государственной власти. В 529 г. данный указ был включен в книгу Кодекса Юстиниана, закрепив тем самым за императором заботу о насаждении единого для всех истинного богопочитания в единой империи.

У самого Юстиниана не было сомнения относительно природы императорской власти: именно император должен был соблюдать и обеспечивать гармонию в обществе, которая необходима для благополучия и мира. Идея блюстительства нашла выражение в названии императора епистимонархом, т.е. верховным наблюдателем за церковными порядками и устроителем церковных дел. Это звание давало, прежде всего, право созывать и распускать Вселенские Соборы. Данной прерогативой императоры пользовались в течение IV–VIII вв. для решения самых разных догматических и канонических вопросов, которые, по их представлению, могли затронуть интересы государственной власти. Поэтому монархи обычно либо сами председательствовали на соборных заседаниях, либо поручали это своим представителям из числа лиц, принадлежавших к высшей государственной администрации, которые затем представляли императору подробный отчет о Соборе. После завершения Собора император утверждал все его определения, которые тем самым приобретали силу закона и включались в систему гражданского законодательства.

 



 
PR-CY.ru