Наконец, «братоубийственного» духа империи как таковой, ибо первый во времени город основал (как напоминает Августин) братоубийца Каин, а первый по значению город, т.е. Рим, – братоубийца Ромул. Однако всякое насилие (от насилия над ребенком в школе, описанного в «Исповеди», до государственного насилия) для Августина есть неизбежное следствие греховной испорченности человеческой природы и потому достойно осуждения, но, с его точки зрения, неизбежно.

Августин оценивается западно-христианской культурой как основоположник системной философии истории. Его работы сыграли существенную роль в оформлении христианского понимания предопределения и создания христианского провиденциализма. В соответствии с этим, моральное учение Августина основано на евангельской презумпции милосердной любви, осмысленной им в качестве высшей формы развития чувственной сферы человека, единственно способной придать подлинный смысл всем выразительным средства языка и мышления.

Фигура Августина является культовой (в сугубо светском смысле этого слова) не только для христианской традиции европейской культуры. Его сочинения оказали влияние на формирование глубинных оснований культурной традиции всего западного образца. Так, именно «Исповедь», реконструирующая его духовный путь от язычества к христианству, не только заложила в европейской культуре основы такого жанра, как жанр духовной биографии (а также автобиографии как таковой), но и задала формы утонченного интеллектуального самоанализа, ставшие для европейского менталитета фундаментальными и смыслообразующими.

Напрашивается вопрос: чем обусловлено появление такой фигуры в истории европейской культуры? Но как не бывает очень высокой горы среди плоской равнины, так и не бывает такой личности на фоне других, хоть и не оставивших столь заметный след в истории. Очевидно одно: такие личности появляются в переломные эпохи, на стыке смены цивилизаций. Какие же цивилизации в это время сменяли друг друга?

Анализ исторического процесса свидетельствует, что возникновение, развитие и распространение христианства связано с развитием торгово-экономических отношений, вызванных развитием ремесла и ростом городов. Христианство является, по сути, элементом городской культуры, идеологией и философией городского населения. Историография не зафиксировала ни одного христианского проповедника из земледельческой или скотоводческой среды. Да и сам основатель новой религии был именно сыном плотника, а не земледельца.

Более того, христианство своим источником имеет религию Ветхого Завета, т.е. иудаизм – религию, возникшую в кочевой среде и стоящую в прямой оппозиции к земледельческим культам. В латинском языке слово «сельский» («paganus») в это время приобретает новый смысл, по значению равный слову «язычник». Отсюда, кстати, происходит и русское слово «поганый», значит – не христианин, что особенно распространено в былинах. Генетическую принадлежность к кочевой среде христианство проявляло, в частности, в том, что постоянно стремилось уйти в «пустыню», в «никуда», будь то пустынное уединение для созерцания, или умозрительное постижение «Сущего».



 
PR-CY.ru