Бог разлит во всем как творческая сущность, управляющая миром и поддерживающая его существование. Присутствие Бога в мире осуществляется через Его Провидение, так что ничего не происходит случайно, но все движется к заранее установленной цели. Проявление Провидения двоякое: физическое и волевое. Первое связано с жизнью как таковой (посредством него происходит рост растений и животных и существует как биологический вид человек), т.е. это собственно жизнь природы. Второе проявляется в осмысленном и разумном действии существ, обладающих свободой воли – через подчиненные Богу воли ангельские и человеческие. Притом если влияние Бога на природу есть влияние полное и непосредственное, то волевое влияние скорее опосредованное.

Хотя люди являются действующими лицами истории, они часто не в состоянии познать божественный замысел. Для Бога нет будущего, на которое Он взирает вперед; нет настоящего, которое Он наблюдает непосредственно; и нет прошлого, на которое Он смотрит назад. Но для человека исторический процесс происходит во времени, причем имеет начало и конец. Всю человеческую историю Августин делил на шесть периодов, которые сравнивал с шестью периодами жизни человека. При всей условности этого сопоставления, в нем есть очень глубокая идея о том, что весь исторический процесс есть как бы воспитание человечества Богом, Который постепенно подготавливает его к восприятию Истины. Этим, в частности, Августин объясняет, почему Христос не явился человеку сразу после грехопадения, а много позже – люди были просто не готовы воспринять божественное учение. Потребовалось долгое и кропотливое воспитание через законы Моисея, через пророков, через различные наказания и невзгоды, прежде чем была подготовлена благодатная почва для Евангелия.

Августин был едва ли не первым мыслителем, который ввел в философию понятие прогресса, т.е. постепенного развития от простого к сложному. Причем прогресс в его понимании был неразрывно связан с постепенным осуществлением воли Божьей – развитие человечества происходит путем постепенного раскрытия божественного Откровения. Поначалу Господь открывается интимно одному человеку – Аврааму, потом (в Законе Моисея) – явно целому народу (евреям) и, наконец, в Новом Завете (вочеловечившись) – всему человечеству.

Важнейшим моментом учения Августина выступает его концепция соотношения веры с рациональным знанием: в русле общей тенденции патристики Августин осуществляет синтез христианской веры и античного рационализма, постулируя веру в качестве исходного основания любого знания. Основываясь на библейской презумпции «покуда не уверуете, не уразумеете» (Ис. 7:9), он постулирует в качестве основания этого синтеза презумпцию «верую, дабы понимать», задавшую впоследствии программу христианской ортодоксии в отношении проблемы соотношения веры с рациональной критикой. Важнейшим моментом экзегетической концепции Августина является последовательная дифференциация им «вещи» и «знака вещи», разработанная им обширная типология знаков.

 



 
PR-CY.ru