Эта просьба стала для Августина полной неожиданностью, однако после недолгого колебания он согласился, и в 391 г. был рукоположен в диакона, а в 395 г. Валерий посвятил его в свои помощники и вскоре после этого умер. Августин занял место Валерия и находился затем во главе гиппонийской епископии в течение 35 лет до самой своей кончины.

Управление делами Церкви Августин совмещал с плодотворной литературной деятельностью. Большое собрание его сочинений включает трактаты о христианском учении, толковании Священного Писания, полемические книги против манихеев, донатистов и других сектантов, множество проповедей и до 250 писем. В православии он признан блаженным, а в католицизме – святым и Учителем Церкви. Августин считается автором устава, которым руководствуются ряд монашеских орденов католической Церкви.

Философская часть наследия Августина включает в себя как дохристианские, так и христианские произведения. Наиболее значительными являются «Исповедь» и «О граде Божием». Его сила как мыслителя – не во внешней стройности и непротиворечивости (как у завершителя средневекового мировоззрения – Фомы Аквинского), но в редкостной глубине продумывания отдельных вопросов, сочетаемой с богатством проблематики. Его духовный мир совмещает в себе резкие контрасты: высокую умственную восприимчивость – и устремленность к авторитетной догме, острое индивидуалистическое самосознание – и сверхличную мистику церковности. Метафизика Августина и его доктрина о Боге как абсолютном бытии следуют неоплатоническим образцам, но Августин предпринимает попытку заново продумать старые идеи, отправляясь от самоочевидности человеческого сознания как такового (предвосхищение основной концепции Декарта). Его идеи оказали огромное влияние на формирование христианского богословского канона, его авторитет в вопросах теологии и философии был тотальным – вплоть до создания и доминирования в католицизме томистической парадигмы. Столь же значимую роль сыграли они и в эволюции европейской философии. Многие его идеи были настолько плодотворными, что сохраняли свое воздействие вплоть до эпохи Просвещения. Поэтому Августина с полным правом считают одним из основоположников средневекового религиозного мышления.

Августин может быть оценен как один из основоположников теологии, в частности, 15 книг его трактата «О Троице» представляют собой согласованное и систематическое изложение многочисленных текстов Священного Писания, на базе которых был создан Никейский Символ веры. Центральное место в его мировоззрении занимал образ единого Бога, Творца всей Вселенной, стоящего вне мира и выше мира. Вся жизнь мира поглощается волей Божества. В трактате «О Троице» Августин писал, что воля Божья есть первая и высшая причина всех телесных пород и движений. Затаенная сила Бога проникает всюду и сообщает бытие всему, что имеет его в себе и в той мере, в какой оно у него есть (так, например, земля плодоносит настолько, насколько она плодоносна).

 



 
PR-CY.ru