Во время гонения императора Максимина (311 г.) Антоний ходил в Александрию, чтобы ободрить христиан, ухаживая за мучениками, поддерживая в них веру, и никто из гонителей не поднял на него руку. Но когда гонение стихло, ушел еще дальше – на берег Красного моря, время от времени посещая Фиваиду, где появились его последователи. Антоний стал тяготиться посетителями, т.к. их многочисленность препятствовала ему пребывать в излюбленном безмолвии. Около 335 г. снова приходил в Александрию по настойчивому приглашению Афанасия Великого для споров с арианами. Его появление оказывало, говорят, мощное воздействие на толпу. Затем снова вернулся в пустыню, где и умер около 355 г., более ста лет от роду. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет, он велел не открывать место своего погребения, опасаясь обоготворения.

Антоний, прозванный Великим, не был первым пустынножителем, но признается первым ярким и принципиальным представителем пустынного жительства: он «освятил монашескую отшельническую жизнь», верно угадав дух эпохи. Вокруг него толпилось много учеников-пустынников, но эта свободная община перестала существовать в момент его смерти. То же самое случилось и с делом другого монаха – Иллариона из Палестины, что давало основание для определенных выводов.

Однако монашество как институт могло держаться и развиваться только в рамках крепкой организации и железной дисциплины. Для одиночества нужны значительные духовные силы: большинство в нем дичало умственно и нравственно. Именно зрелище этого одичания заставило другого великого копта, современника Антония, Пахомия Великого, основать монашество общежительное.

Родился Пахомий в 292 г. в Верхнем Египте, к югу от Фив. Его родители, люди состоятельные, были ревностными язычниками. Своим детям они дали некоторое образование, поэтому Пахомий, в отличие от Антония, умел читать и писать, однако не знал ни греческого, ни латинского языков. В 315 г. его призвали в армию, но отряд новобранцев, в котором он состоял, дошел только до Антиноя (города на правом берегу Нила), когда нужда в солдатах отпала, и всех распустили по домам. Тем не менее, в жизни Пахомия этот эпизод имел большое значение, т.к. именно в армии он познакомился с христианским учением. Отпущенный со службы, он тотчас крестился и решил посвятить себя аскетическим подвигам. Три года юный подвижник прожил в заброшенном храме Сераписа, добывая упорным трудом средства к пропитанию, выращивая овощи и ухаживая за несколькими пальмами.

Через три года он узнал, что на правом берегу Нила расположен отшельнический скит старца Паламона. Пахомий отправился к нему и попросил стать его наставником. Тот вначале постарался отговорить его от этого намерения, поясняя, какая жизнь ожидает отшельника. Пахомий отвечал, что готов исполнить все это, и тогда Паламон принял его к себе и после трехмесячных испытаний облек в монашеские одежды. Вместе с вечера они заготавливали материал для работы по ночам, потом долго и усердно молились, наконец, принимались за работу, стараясь не потерять молитвенное состояние духа и не поддаться сну.

 



 
PR-CY.ru