Однако Антоний сохранял бодрость и ясность ума. Взглянув вверх, он увидел, что свод гробницы раскрылся над ним, и к нему нисходит, рассеивая тьму, светлый луч. С появлением света демоны исчезли, гробница же, которая распалась при их появлении, снова оказалась невредимой. Обратив лицо к свету, святой спросил: «Где Ты был, милосердный Иисус? И почему ты не пришел с самого начала?» И тут он услышал голос: «Антоний! Я был здесь, но желал видеть твое мужество. Теперь же, когда ты твердо выдержал борьбу, Я всегда буду помогать тебе».

Оправившись после побоев, Антоний решил оставить свое родное селение и жить вдали от людей. Переправившись через Нил, он нашел в горах Аравийской цепи пустое огороженное место (остатки древней крепости), полное всякого рода ядовитых гадов и змей, но с небольшим источником воды. Антоний заложил камнями вход и остался здесь в полном одиночестве, никогда не выходя и никого к себе не пуская. Лишь два раза в год друг приносил ему запас хлеба, который он принимал через кровлю. С приносившим он не говорил ни слова. Здесь Антоний прожил двадцать в непрерывной борьбе с бесами и вдали от людей.

Слух об этом небывалом подвиге распространился по всему Египту, и однажды около жилища святого собралось много лиц, желавших подражать его подвижнической жизни. Поскольку Антоний поначалу не хотел общаться с ними, то эти люди разломали вход в его жилище. С этого времени святой подвижник поневоле сделался наставником множества учеников, которых он склонил к отречению от мира и от самих себя. В течение непродолжительного времени здесь образовалось несколько монастырей. Иноки, которыми он руководил, стали просить, чтобы Антоний дал им устав монашеской жизни, но тот отказался, считая, что Священного Писания для этого вполне достаточно. Впрочем, он вел много душеспасательных бесед и давал полезные наставления. Некоторые из них были записаны и стали потом широко известны.

Антоний говорил, что в земной жизни цена покупаемой вещи бывает равной тому, что она стоит, и не более того, что получает продавец. Но обетование вечной жизни приобретается за слишком малую цену: оно дается нам за жизнь краткую и временную. Если бы даже мы прожили, трудясь на служении Богу, восемьдесят или сто лет, все же в будущей жизни нам предстоит царствовать не какое-либо ограниченное время, но вечно, и не землю мы получим в обладание, а небо. Поэтому отрекшиеся от мира не должны думать, что они оставляют нечто великое, ибо по сравнению с небесными благами вся земля ничтожна и мала. Все земные богатства и без того будут отняты у нас смертью, поэтому христиане не должны заботиться о том, чего, умирая, не смогут взять с собой. Гораздо лучше (и разумнее) всеми силами души стремиться к тому, что возводит нас после смерти на небо: к премудрости, к целомудрию, справедливости, добродетельной жизни, нищелюбию и твердой вере во Христа.

Особенно подробны были наставления святого относительно борьбы с демонами: «Самим Богом указано нам с неослабным вниманием следить всегда за тем, что происходит у нас в душе, потому что у нас есть очень хитрые в борьбе враги – разумею демонов – и нам, по словам апостола, предстоит непрестанная борьба с ними… Прежде всего мы должны твердо помнить, что Бог не виновник зла, и что демоны сделались злыми не по его воле: такая перемена в них произошла не по природе, а зависела от их собственной воли… Велика злоба бесов против всех христиан, в особенности же – против иноков и девственниц Христовых: они всюду расставляют им в жизни соблазны, силятся развратить их сердца богопротивными и нечистыми помыслами. Но никто из вас пусть не приходит от этого в страх, так как горячими молитвами к Богу и постом бесы немедленно изгоняются… Поверьте моему опыту – для сатаны страшны бодрствования живущих по воле Божией людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего – их чистосердечная любовь ко Христу…»

 



 
PR-CY.ru