Сестра Феодосия, Пульхерия, приняла сторону Кирилла, но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии Кирилл писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов. Опираясь на поддержку папы Целестина, находившего, что Несторий «лишает его надежды на спасение», Кирилл созвал Собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию.

В то же время он вел агитацию и в столице. Началась смута. Император обвинил Кирилла в том, что он «произвел смятение и разделение в Церквах», однако не стал прямо вмешиваться в догматический спор и постановил разрешить его на Вселенском соборе, который и открылся в

Эфесе в 431 г. На него съехались представители Александрийской, Иерусалимской и Константинопольской Церквей. Долго ждали епископов из Антиохийской митрополии и из Рима. Несторий после жаловался, что «акты в Эфесе составлены не как следует, и это сделано происками и нововведением Кирилла». В этом была доля правды. Достоверно известно, что Кирилл, опасаясь прибытия антиохийских епископов, сторонников Нестория, открыл Собор раньше времени и вопреки протесту 68 епископов. Однако в актах об этом ничего не сказано. И представитель императора тщетно указывал, что без антиохийцев Собор начаться не может. Тем не менее, он открылся и принял то решение, ради которого и созывался. Между тем прибыли в Эфес сирийские епископы, которые не только не признали решение Собора, но открыли свой, который, в свою очередь, низложил Кирилла и отлучил его от Церкви. Вскоре приехали и легаты из Рима, от папы Целестина. Разобравшись в доводах сторон, они присоединились к Кириллу, после чего Собор отлучил от церковного общения главу антиохийской делегации со всеми сирийскими епископами.

Видя, что пожар церковной смуты усиливается с каждым днем, император Феодосий II велел взять под стражу и Кирилла, и Нестория, а остальным епископам соединиться и найти какое-либо примиряющее решение. Но примирение не состоялось. Узнав о заключении Кирилла, монахи константинопольских монастырей с пением псалмов, с горящими светильниками и при многочисленном стечении народа отправились ко дворцу императора и стали просить Феодосия, чтобы тот освободил Кирилла и подтвердил определения Собора относительно Нестория. Эта демонстрация произвела на императора сильное впечатление, и он стал с этого времени решительно поддерживать православных епископов. Низложенного Нестория отправили обратно в его антиохийский монастырь, а на его место поставили архиепископом Максимилиана.

Сирийские епископы, после отъезда из Константинополя, собрали в Антиохии поместный Собор, на котором было выработано более точное исповедание веры. В нем говорилось, что Господь Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в нем единения Божества и человечества Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Кирилл, когда ему переслали это исповедание, нашел его православным и подписался под ним. Таким образом, церковный мир был восстановлен.

 



 
PR-CY.ru