8. Иоанн Златоуст и ересь несторианства.

В этот же период христианская Церковь начинает борьбу и с другой ересью – несторианством. И хотя это религиозное течение связано с именем константинопольского патриарха Нестория (428–431 гг.), его корни уходят в историю христианства на Востоке. Сохранившиеся остатки секты несториан в пределах Персии и Турции не могут дать ни малейшего представления о некогда цветущей там Церкви, которая в эпоху арабского владычества распространяла свое влияние от Сирии до Китая и от Монголии до Индии и Цейлона, являясь просветительницей Средней Азии. Судьбы этой Церкви в значительной степени были связаны с процветанием Месопотамии. Христианство появляется здесь очень рано, из Сирии и Антиохии, и при династии Арсакидов развивается при полной свободе, без тех утеснений, которым оно подвергалось в Римской империи. Однако неодинаковость языка и состава верующих, а также условий политического существования вели ее к разрыву с Антиохией и Сирией. Со вступлением на престол Сасанидов (III в.) положение христиан в Персии стало хуже, особенно после торжества христианства в империи и основания Константинополя. Персидское правительство подозрительно смотрело на тех своих подданных, которым уделяло внимание правительство Восточной Римской империи.

Новейшие исследования заставляют во многом изменить установившуюся оценку Константинопольского архиепископа Нестория, давшего имя одному из направлений в решении христологической проблемы. В начале V в. восточной половине империи угрожала судьба, постигшая в 476 г. западную. «Речь о царстве», обращенная епископом Синезием Птолемаидским к императору Аркадию, дает представление об ужасе, который охватил население при виде войск, состоявших исключительно из варваров. При Аркадии в столице устраивается их резня силами национальной милиции, сформированной партиями «зеленых» и «голубых». При императорах Феодосии II (408–450 гг.), Маркиане (450–457 гг.) и Льве Великом (457–474 гг.) столичным гарнизоном командует семья Аспара – алана. Два последних императора были его ставленниками, выслуживались при его дворе и в его войсках. Племенная ненависть умножалась отвращением религиозным. В эту среду в 428 г. и прибыл Несторий. Он пришел оттуда же, откуда вышел Иоанн Златоуст, т.е. из Антиохии, но считается, что родом он с берегов Евфрата, хотя происхождение его довольно темное. При поступлении в клир антиохийских проповедников он занял должность, которую занимал до него Иоанн Златоуст, поскольку считался одним из самых блестящих воспитанников местной риторической школы. Несторий вскоре приобрел известность, обладая величавой осанкой, полным и звучным голосом и природным даром слова. После смерти константинопольского архиепископа Сисиния император Феодосий II обратился к Несторию с просьбой занять опустевшую кафедру. В гордой речи Несторий обещал императору небо, если тот поможет ему истребить еретиков. Феодосий II был всецело на его стороне и оказывал ему поддержку до последней возможности.

 



 
PR-CY.ru