Отсюда, рядом с отрицанием благодати (в смысле собственного внутреннего действия Бога в человеке), есть отрицание солидарности единичного человека со всемирным, сведение греха к единоличному акту воли и признание смерти нормальным явлением. В августинизме с упразднением формального условия нравственности (разумной автономии человеческой воли) положительная религиозно-нравственная задача становится неразрешимой; в пелагианстве она теряет свое реальное содержание (тема разработана Вл. С. Соловьевым).

В 20-х гг. V в. в южной Галлии, в монастыре Иоанна Кассиана (он же Кассиан Римлянин) сформировалось особое учение о благодати и свободе, отличное и от августиновского, и от пелагианского. Кассиан был учеником Иоанна Златоуста и в своих воззрениях на благодать и свободу следовал восточным богословам. Для него учение Августина, отрицающее участие человека в деле собственного спасения, казалось слишком мрачным и безотрадным. Как человек, посвятивший себя аскетической жизни, он считал себя вправе думать, что совершаемые им по собственной воле подвиги самоотречения будут иметь цену перед Богом. Поэтому он учил, что человек и после падения способен делать добро. Первородный грех повредил природу человека, но не настолько, чтобы он совсем не мог желать добра и делать добро. В то же время Кассиан не допускал, чтобы человек мог спастись без благодати. Он утверждал, что благодать сообщается человеку в том случае, если он сам делает себя достойным ее; тогда она совместно с ним самим устраивает его спасение. Благодать дается для всех, но принимают ее не все, почему не все и спасаются. Божественное предопределение, ведущее одних к спасению, а других к погибели, основывается не на безусловной воле Божьей, а на Божественном предвидении того, примут люди благодать, или не примут.

С точки зрения августиновской системы, это учение представлялось еретическим. Августин, боровшийся с этим учением в последние годы своей жизни, прозвал последователей Кассиана массилийцами или массилианами, и только схоластика дала им название полупелагиан – название совершенно неточное, т.к. богословы этого направления примыкали не к Пелагию, а к учителям Церкви, предшествовавших Августину. Опровержения Августина успеха в Галлии не имели, т.к. на защиту учения Кассиана встали такие выдающиеся богословы, как Проспер Аквитанский и Викентий Леринский. Учение было признано правильным на Соборе в Арле (475 г.), однако на Соборе в Оронте (529 г.) оно было осуждено, а учение Августина было утверждено там же и на поместных Соборах в Галлии.



 
PR-CY.ru