4. Учение каппадокийцев.

Согласно их учению, сущность Божья непознаваема, поэтому всякое понятие о ней, составленное человеком, есть «кумир». Но на основании проявлений Бога в мире мы познаем его как самосущее Бытие, верховное Благо, первообраз Красоты. Как Благо и Красота Бог есть предмет томительного стремления к нему всего живущего, всегда манящий к себе и всегда ускользающий от объятий любящей души. В лице Богочеловека они видели соединение двух совершенных природ – Божественной и человеческой.

Вождем кружка был Василий Кесарийский. Он с детства готовил себя к профессии ритора-софиста и совершенствовался в лучших риторических школах Малой Азии, Константинополя и Афин. Затем он пережил психологический кризис, обычный для людей той эпохи, крестился и некоторое время был отшельником. Позже он становится епископом города Кесария, причем благодаря своему умению подбирать людей и влиять на них. Из-за неимоверной работоспособности он играет первенствующую роль как в своем городе, так и в церковных делах на всем Востоке. Его литературная деятельность всецело подчинена практическим целям: слово вновь становится, как во времена Перикла и Демосфена, прикладным инструментом действенной пропаганды, убеждения, воздействия на умы. Характерно, что Василий требовал, чтобы слушатели, не уловившие смысла его слов, перебивали его и просили разъяснения; он считал, чтобы быть эффективной, проповедь должна быть доходчивой. Из языческих писателей поздней античности на Василия оказал большое влияние Плутарх с его воспитательной хваткой и практическим психоанализом.

Среди толкований Василия Кесарийского на библейские тексты более всего богат элементами художественной словесности «Шестоднев» – цикл проповедей на тему рассказа о сотворении мира из «Книги Бытия». Сочетание серьезных космологических мыслей, занимательного материала, популярной позднеантичной учености и очень живого изложения сделали «Шестоднев» в Средние века популярнейшим чтением. Он породил множество переводов, переработок и подражаний (в том числе и в древнерусской литературе).

Василий был человеком очень популярным, о нем сохранилось много преданий, и о чем свидетельствует прозвище «Великий». Одно из преданий гласит, что в 371 г., когда император Валент предпринял новую поездку в Малую Азию ради укрепления арианства, только мужество Василия спасло церковь Кесарии от подчинения ее арианам. Василий отказался принять в общение арианских епископов, которые предшествовали императору Валенту. Вслед за ними явился вельможа Модест, известный своей жестокостью, который потребовал от имени императора, чтобы Василий исключил из Символа понятие «единосущный», угрожая в противном случае изгнанием, конфискацией имущества и пыткой. Василий с достоинством ответил, что не боится угроз, и отверг требования Модеста. Наконец, 6 января 375 г., в праздник Богоявления, император сам вошел в базилику, где Василий Великий совершал богослужение. Он был поражен стройностью пения молящихся и благоговением епископа, который, казалось, даже не заметил прибытия царя. Говорят, что когда Валент подал свое приношение, и никто из диаконов не решился принять его без разрешения епископа, земной владыка, привыкший к раболепству придворных епископов, был так смущен, что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержал кто-то из клириков. Тогда Василий подал знак принять приношение императора. Таким образом, твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумной уступчивостью Василий Великий восторжествовал над своими противниками. Валент разорвал уже подписанный указ об изгнании Василия и, удаляясь из Кесарии, оставил ему богатые пожертвования на дела благотворительности.

 



 
PR-CY.ru