3. Политика светской и церковной власти после Никейского собора.

Зимой 360 г. варвары, служившие в римских войсках, возмущенные тем, что их удаляют служить от родных мест по приказу императора Констанция II (в общем-то без надобности в этом), восстали и провозгласили Августом своего военачальника Юлиана II, который был двоюродным братом Констанция II и мужем его сестры Елены III. Юлиан был провозглашен цезарем в 355 г. и возглавил войска в Галлии. Это был скромный и добродетельный человек, воспитанный христианским священником, увлекавшийся философией. Он сначала отказался от титула Августа, но под угрозой смерти согласился, полагая, что если он будет убит, то кто-то другой будет провозглашен императором. В этом он повинился и Констанцию II, обещав, что будет ему подчиняться, и все останется по-прежнему. Констанций II этому не поверил и осенью 361 г. двинул войска против Юлиана. Однако до столкновения дело не дошло, т.к. Констанций II внезапно тяжело заболел и перед смертью назвал своим преемником именно Юлиана, который вошел в историю как Юлиан II Отступник. Это прозвище он получил за то, что сделал серьезную попытку отвратить Римскую империю от христианства. Он видел, что раздоры в христианском мире не идут на пользу империи, и решил объявить свободу любому вероисповеданию и язычеству. По одной из версий неприязнь Юлиана к христианам возникла из-за убийства ими его отца и двух братьев.

Однако христиан Юлиан не преследовал, но запретил им заниматься педагогической деятельностью. Он стремился соединить философию с древней религией, создать нечто вроде языческой Церкви, конкурирующей с Церковью христианской, т.к. предполагал, что единое христианство может впоследствии соперничать и с императорской властью. Юлиан Отступник тоном полной уверенности заявляет христианам, что никто в их собственных рядах не посмеет отрицать преимуществ старого языческого образования.

Ее основными опорами остаются философия и риторика, которые именно в IV в. переживают расцвет. В сфере философии все былое многообразие школ и течений еще в III в. сменяется полным господством неоплатонизма, систематически синтезирующего одни за другим все оттенки греческого идеализма. В IV в. доминирует сирийская и пергамская школы неоплатонизма с их усиленным интересом к мистике и магии, в V в. на первый план выходит более сдержанная в своем отношении к мистицизму и более продуктивная в логическом систематизировании своих тезисов афинская школа, которая в 529 г. была закрыта указом императора Юстиниана. Юлиан Отступник был учеником и кумиром философов-неоплатоников, язычески настроенных риторов. Он соединял в себе монарха, первосвященника и ритора. Его литературное творчество очень пестрое в жанровом, стилевом и даже языковом отношении: все прошлое греческой культуры одинаково ему дорого, и он силится во всей полноте воскресить его в собственных произведениях. У него можно встретить и различные гимны в прозе, перегруженные философскими тонкостями и одновременно поражающими интимностью своих интонаций, и сатирические сочинения, где зло высмеивается «равноапостольный» Константин Великий, и диатрибу, где автопортрет подан через восприятие враждебных ему жителей Антиохии. Юлиан Отступник еще в 361 г. предоставил свободу всем партиям и позволил изгнанникам вернуться на кафедры. Афанасий Великий созвал в Александрии Собор для сближения никейцев с омиусианами (362 г.). Это встревожило Юлиана, и Афанасий под вымышленным предлогом снова был лишен кафедры. В июне 363 г. в походе против персов он скончался от отравленной стрелы. Не исключено, что эта стрела была послана рукой христианина. О Юлиане II писали, что за мудрость его почитали вторым Титом, военной славой он уподобился Траяну, милосерден был, как Антонин Пий, а углубленностью в философию сходен с Марком Аврелием. Но утопические идеи Юлиана были обречены на неудачу, т.к. язычество к этому времени уже изжило себя, и после смерти Юлиана христианство снова торжествует. А фанатики-христиане яростно разгромили и сожгли все языческие святыни повсеместно (кроме Рима).

При Валенте (364–378 гг.) ариане становятся господами положения и теснят никейцев и омиусиан. Давление сплачивает эти партии. После смерти Афанасия (373 г.) роль объединителей переходит к великим каппадокийским отцам Церкви – Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому (Каппадокия – область в Малой Азии). Этот кружок богословов становится во второй половине IV в. средоточием церковной политики и церковной образованности на греческом востоке империи. В богословскую полемику они перенесли филигранные методы неоплатонической диалектики.



 
PR-CY.ru