Откуда же это томление духа у человека, имевшего все, «чего не пожелали глаза его»? А потому, что одна участь постигает всех – и это суета. «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертву; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и не боящемуся клятвы…» Отсюда вывод: «Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудеет елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои… Все, что может рука твоя делать, по силам делай…»

В этих словах отразился глубокий религиозный кризис общественного сознания израильского народа. И несмотря на то, что Соломон поставил храм Господу в Иерусалиме на одиннадцатом году своего правления, перенес туда ковчег Завета и освятил его со всей возможной пышностью, молился перед жертвенником впереди всего собрания израильтян, поднимая руки к небу, а затем принес в жертву двадцать две тысячи голов крупного скота и сто тысяч голов мелкого скота, устроил большой праздник, продолжавшийся семь дней и семь ночей, ни сам царь, ни его народ не исполнили того, что обещали. И когда Соломон состарился, он завел себе семьсот жен и триста наложниц, большая часть которых были чужестранками, из тех народов, о которых Господь говорил через Моисея: «Не общайтесь с ними, и они пусть не общаются с вами, чтобы не склонять ваши сердца к своим богам». И жены склонили Соломона к своей вере, так что стал он служить Астарте, Хамосу, Молоху и построил для них святилища. И тогда Господь исторг власть из рук Соломоновых, и распалось единое царство. И эту волю Бога поведал ему пророк Ахия.

Что же было причиной столь быстрого отказа от культа Всевышнему? Ответ на этот вопрос, видимо, надо искать именно в «Екклесиасте». В этой книге сформулировано представление о времени циклическом, повторяющемся: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». Это – оптимистический взгляд на жизнь, где смерть воспринимается как начало новой жизни. В таком мироощущении нет места мессианским взглядам, которое время как бы «выравнивает», делает его линейным. Сами по себе мессианские идеи были чем-то привнесенным в народное сознание, инородным по отношению к нему. Но это представление о линейности времени было окончательно сформулировано только в заключительную эпоху древнееврейской литературы – в жанре «откровения» о тайнах потусторонних миров и конца истории.



 
PR-CY.ru