Три праздника связаны с историей иудаизма после бегства из Египта. Праздник Пурим (Жребий) ежегодно напоминает о чудесном избавлении евреев Персии, спасшихся от истребления благодаря царице Эсфири. Столь же веселый праздник Ханука (Огней) приходится на начало декабря. Он продолжается восемь дней, в течение которых каждый вечер зажигают свечи. Эта неделя проникнута особенно сильным религиозным духом, поскольку празднуется очищение Храма Иудой Маккавеем. Напротив, Теша бе Ав (9-е число месяца Ав) – день скорби и траура, в память о разрушении двух храмов. Праздник нового года Рош-гашана отмечается в начале октября и напоминает о создании мира Богом, но также и о грядущем Страшном суде. За ним следуют десять дней покаяния. В завершении этого периода проводится наиболее важная церемония года Йом Кипур, день искупления, или Судный день. В целом все иудейские праздники – символичны, приурочены к тем или иным событиям. Постоянная религиозная практика состоит также в соблюдении правил питания, или кашрута. Не позволяется смешивать мясные продукты с молочными, употреблять в пищу мясо животных, у которых не была выпущена кровь, а также рыбу, не имеющую чешую и плавников. Каждое действие во время праздника и в будние дни строго регламентировано и имеет свое объяснение в Священном Писании. Не каждый иудей в состоянии запомнить эти толкования, поэтому евреи обращаются за разъяснениями к толкователям Закона – раввинам. При этом словосочетание «мой раввин» – неправильное, поскольку понятие «мой» заключено в самом слове «раввин».

Не обо всем этом написано в Библии, потому что культурные традиции создаются веками. У Библии было много авторов и редакторов, ученые выделяют даже целые разделы, написанные в разное время и в разных условиях, а потому отразивших разные культурные реалии. Традиционно евреи приписывают авторство одному человеку (Моисею) только Торе. Иудеи не любят, когда ее называют Пятикнижием Моисея, и не ставят знак равенства между Пятикнижием и Торой. Считается, что существовала вначале устная Тора, звучавшая из уст пророков. Когда время пророков закончилось, для иудаизма наступила новая эра: тексты Торы стали трактовать раввины и ученые мужи. Эти комментарии к Торе составили Мишну и Талмуд, которые представляют собой диалоги, беседы, отражающие не только волю Бога, но и ответы человека. Мишна означает буквально «повторять», что и предполагает систематическое ее изучение. В течение веков ученые евреи собирались в неформальных школах – йешивах (от евр. «сидящий») и изучали Мишну. В результате под руководством Раввина Рав Аши была составлена Гемара (от слова «завершать»), которая является по сути своей кодификацией, т.е. систематизацией законов иудаизма.

Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (от слова «ламад» – «изучать»). Талмуд не просто изучают по одному отрывку за раз, его обязательно толкуют. Все учение иудаизма направлено на понимание и рациональное объяснение прочитанного. Без толкования иудейские каноны понять нельзя. Ученые толкователи помнят цитаты из разных томов, противоречащих друг другу, и находят компромиссное решение.

 



 
PR-CY.ru