а) Постмодернизм в культуре. Постмодернизм в американской литературе связывают, прежде всего, с именами основателей «школы черного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона и др. Русскими постмодернистами в той или иной мере являются Даниил Хармс, Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая. Но не все они считают себя постмодернистами.

Можно назвать общей тенденцией постмодернизма отождествление его с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектичностью художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры, тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней. Это смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».

Определяющими его чертами является переход от классического антропоцентрического гуманизма к современному универсальному гуманизму в сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма. Он утверждает многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Открытость, описательность, безоценочность постмодернистских принципов ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Антитезы: высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание не воспринимаются эстетикой постмодерна как актуальные. Постмодернистские эксперименты стимулировали стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания. Это привело к пересмотру классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве. Постмодернизм свидетельствует о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации.

Искусство в постмодернизме характеризуется открытостью, направленностью на непознаваемое, неопределенностью, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное – воображаемое, оригинальное – вторичное, старое – новое, естественное – искусственное, внешнее – внутреннее, поверхностное – глубинное, мужское – женское, индивидуальное – коллективное, часть – целое, Восток – Запад, присутствие – отсутствие, субъект – объект. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, утверждается безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства.

 



 
PR-CY.ru