Рассматривая форму взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Юнг выделил две крайности, равно опасные, по его мнению, и для индивидуальной жизни человека, и для его социального бытия. Первая опасность – в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в «коллективном бессознательном». Другая крайность – научно-практическая экспансия европейского «Я». Это последнее, по мнению ученого, наиболее опасно, т.к. игнорирование бессознательного пласта нашей психики может привести к плачевным результатам. Чтобы избежать этих крайностей, Юнг предлагает интегрировать сознательное и бессознательное начала психики через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Сознательное и бессознательное в какой-то точке приходят к единству, которое Юнг называет «центральной точкой личности», самостью. С этим связан процесс индивидуации, конечной целью которого является достижение личностной целостности и неповторимости. Идеалом для Юнга является целостный человек, который проходит через тернистый путь к самопознанию.

Юнга очень волновали проблемы современного ему общества, культуры. Коллективные психозы (всевозможные массовые движения, столкновения, войны, революции и т.п.) возникают, по его мнению, потому, что в Новое время происходит отрешение, обособление человека от своего прошлого, что приводит к вторжению бессознательного через примитивные формы в жизнь человека. Постигая смысл определенной культуры, он полагал, что сама история имеет общечеловеческий универсальный смысл. На этом основании возможно взаимодействие культур и времен.

Наблюдая всплеск увлечения восточными учениями, Юнг говорил о том, что, воспринимая лишь верхние плоскости и внешние стороны чужой культуры, никогда не вкусишь хлеба и не пригубишь вина этой чужой культуры. Нельзя просто подражать какой-либо идее в ущерб своим собственным духовным основаниям. Что может дать нам мудрость Востока, если мы бросаем наши собственные основы как пережитые заблуждения? Это относится ко всем культурам и их взаимодействиям.

Анализируя различные типы обществ, Юнг полагал, что если коллективное преобладает над индивидуальным, то это ведет к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в неуправляемое и скверное, и наступает нравственная деградация масс. Примером этому могут служить тоталитарные режимы, которые Юнг сравнивает с «большим, глупым и свирепым первобытным чудовищем». Но также опасно общество и другого типа, где происходит экспансия разума, так называемая гордыня сознания. В итоге мы видим падение нравов и вкусов, исчезновение стимулов к творчеству, нарастание волн психозов.

Чтобы этого избежать, нужно с помощью сознания осмыслить бессознательное. Человечество, по мнению Юнга, предстоит путь «повышения сознания» при «воссоединении с бессознательными законами жизни». Этот путь – путь становления личности. Если человек пошел на контакт с миром во всей его целостности, то он и сам должен стать цельным. Лишь с помощью самосознания можно решить проблемы выбора между добром и злом, т.е. узнать, на какое добро ты способен и какие подлости в состоянии совершить, а, узнав это, надо делать так, чтобы первое стало действительным, а прочее – осталось в воображении. Только тогда возможен прогресс в духовной жизни человечества.

 



 
PR-CY.ru