Основные темы в аналитической теории Юнга:

- проблема соотношения мышления и культуры;

- пути развития культур Запада и Востока;

- роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов;

- анализ мистических явлений в культуре (выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений).

К. Юнг полагал, что личность – это не только бессознательное, как, по сути, был убежден З. Фрейд, Она включает в себя, помимо индивидуального бессознательного и сознания, коллективное бессознательное, которое связывает между собой целые поколения, – это так называемая коллективная память. Самое существенное отличие Юнга от Фрейда в анализе культуры заключается в том, что у Фрейда культура включена в «Сверх-Я», стоящее в оппозиции к «Оно», а у Юнга сознание и бессознательное дополняют друг друга, и оба они есть источник культуры.

К. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому». Коллективное бессознательное, или архетипы, – это психологический опыт не отдельного человека, но целого народа. Архетипы лежат в основе мифологии отдельного народа, присутствуют в сказках и оказывают влияние на становление индивидуального сознания.

Отличие коллективного бессознательного от личностного бессознательного заключается в том, что последнее представляет собой вытесненные, подавленные представления индивидуального опыта (это и есть не что иное, как бессознательное, по Фрейду). Именно поэтому З. Фрейд ориентировался на изучение периода детства, а К. Юнг обращал внимание на дальнейшее развитие индивида. Архетипы носят универсальный характер, несмотря на то, что «заключены» в психике отдельного индивида и возобновляются, повторяются на протяжении всей жизни человека, передаваясь по наследству.

Отличительной чертой мышления Юнга было сочетание научной строгости и вольных ассоциаций. Его труды вызывают серьезный интерес не только у психологов и психиатров, но и у философов, историков культуры, социологов и т.д. Так, например, Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая переформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким «веществом» является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип не входит в сознание. Он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта. Ближе всего к самому архетипу эти «архетипические образы» стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений. Эти неясные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, Божественное.

Проникая в глубины человеческой психики, К. Юнг обнаружил, что в подсознательных слоях присутствуют содержания (знания, образы), выходящие за пределы человеческого опыта.

 



 
PR-CY.ru