Для осуществления этой цели Э. Фромм предлагал осуществить следующие мероприятия: переориентировать производство на «здоровое» потребление; повысить социальную активность граждан посредством расширения и углубления индустриальной и политической демократии соучастия; осуществить максимальную децентрализацию в промышленности и политике; заменить современные методы управления отчужденным чиновничеством на гуманистические методы управления и менеджмента, при которых критерием для всех видов планирования станет оптимальное развитие человека, а не максимальная производительность; ввести гарантированный доход для каждого члена общества; уничтожить пропасть между богатыми и бедными странами; создать Верховный совет по делам культуры, а также создать новые формы духовной ориентации, эквивалентные религиям прошлого.

Последние годы жизни Э. Фромм провел в Швейцарии. Там он написал свою последнюю книгу «Иметь или быть» (1976). В ней содержался эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования. Под бытием он понимал такой способ существования, при котором человек не имеет ничего, но продуктивно использует свои способности, находясь в единении со всем миром. В то время как при ориентации на обладание, которая свойственна западному индустриальному обществу, главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью. При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я становимся вещами.

Э. Фромм считал, что внутренняя свобода человека может быть реализована двумя способами: через способ иметь и через способ быть.

Для людей, которые живут, чтобы иметь, главное в жизни – показать свою индивидуальность. Каким способом это можно сделать? Через укорененность в обществе, чтобы в глазах окружающих чего-то стоить. Способов приобрести эту укорененность масса: через любовь, знания, власть, религию и иное; здесь имеет значение сам факт обладания чем-то, а чем именно, не суть важно. Такие люди находятся в постоянном внутреннем напряжении, страхе потерять эту собственность. Это напряжение приводит к неврозу.

Человек, который живет по принципу быть, спокоен, уверен в себе и внутренне свободен. Мнение окружающих для него не имеет особого значения, главное – быть любимым, знающим человеком, а не обладать любовью, знаниями и т.д. Такие люди живут в гармонии с собой и с окружающими, потребность в индивидуализации и потребность в укорененности не конфликтуют между собой. С одной стороны, человек свободен для своих целей, а с другой – уважает те же стремления к достижению целей других людей. Таких личностей отличает терпение и уважение к другим, к интересам других. Жизнь для них – это творческий процесс, характеризующийся свободой выбора, действий, активностью и целенаправленностью своего бытия. Именно такие люди, по мнению Э. Фромма, способны привести к появлению нового социального общества.

В этой идее заключается некоторая утопичность взглядов Э. Фромма на развитие общества. Он полностью игнорирует внутреннюю, если хотите, чисто биологическую, животную установку человека на агрессию и сексуальные отношения, во много определяющие соперничество в нашем мире.



 
PR-CY.ru