Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки. При этом он будет развивать уникальные живые силы своей реальной сущности: чистоту и глубину своих собственных чувств, мыслей, надежд и увлечений; умение рассчитывать свои силы; силу воли; особый дар или талант; способность к самовыражению и способность строить отношения с людьми так, как подскажет сердце. Все это в свое время поможет человеку обрести свою систему ценностей и жизненных целей. Короче говоря, он будет расти по направлению к самореализации, т.е. к реализации самого себя, не отклоняясь существенно от этого направления.

Таким образом, в практической философии К. Хорни речь идет о присущем человеку от природы стремлении к росту или стремлении к «самореализации», под которыми понимается свободное здоровое развитие заложенных в человеке природных задатков. Это стремление рассматривается одновременно и как цель человеческого развития, предопределяющая определенные способы функционирования личности, формы ее поведения в обществе. Глубинным источником роста личности является «реальная самость», «собственное Я» как «центральная внутренняя сила», присущая всем людям и в то же время неповторимая и уникальная. «Сила реального Собственного Я человека и есть глубинный источник его роста», – пишет К. Хорни.

Пытаясь осмыслить внутреннее «ядро человеческого существа», которое должно получить всестороннее развитие в процессе самореализации, она и предлагает свое толкование структуры личности, выделяя в ней такие психические образования как «актуальное Я», «идеализированное Я» и «реальное Я». «Актуальное Я» – это личность в данный момент своего существования со всеми ее телесными и духовными атрибутами, здоровыми и невротическими тенденциями развития. «Идеализированное Я» – то, чем личность является в своем иррациональном воображении или чем она должна была бы быть в соответствии со своими внутренними невротическими стремлениями. «Реальное Я» есть «первоначальная сила», благодаря которой осуществляется индивидуальное развитие человека, «живой уникальный личностный центр» человеческого существа, то, что каждый индивид хочет найти в себе.

Таким образом, в теории К. Хорни речь идет о внутренней способности человека активизировать свою жизнедеятельность в направлении максимального развития творческих потенций и достижения своего апогея. Такой высшей точкой расцвета жизненных сил человека является «самость». Акцентирование внимания на «центральном внутреннем конфликте» приводит к тому, что тенденции развития человека рассматриваются К. Хорни, как правило, в плане раскрытия духовных ценностей личности. С этой точки зрения невротический процесс образования «идеализированного Я» оборачивается драмой: человек оказывается неспособным ответить на вопрос, что он представляет собой, высшее существо или ничтожество, неспособное ориентироваться в жизни, находить подлинно человеческие ценности и пути к «самореализации» своих внутренних потенций.

 



 
PR-CY.ru