Все явления культуры Э. Тайлор уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натуралистами». По его мнению, «история человечества есть часть или даже частичка истории природы, и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных».

К числу важнейших закономерностей Э. Тайлор относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Он особо подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.

Естественно-научный метод Э. Тайлора страдал существенным недостатком: эволюция явлений или элементов культуры изучалась им вне зависимости и связи их друг с другом. Культура есть лишь совокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Она не представляет целостного явления. Однако Э. Тайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явления культуры тесно связаны между собой.

В процессе изучения культур он применял «метод пережитков». Под пережитком Э. Тайлор понимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого». Например, пожелание здоровья при чихании – это остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи. На основании таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры.

В своих исследованиях Э. Тайлор не касался вопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его мало интересовало развитие техники и материальной культуры. Явный акцент в изучении культуры он делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов. Э. Тайлор являлся автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры.

Его эволюционистская концепция культуры оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX века. Выход книги «Первобытная культура» стал событием в мире науки, в первую очередь, это касается исследований становления духовной культуры от первичных религиозных верований к мировым религиям.

Английский философ, биолог, психолог и социолог Герберт Спенсер (1820–1903) при разработке своей теории эволюционизма главный акцент делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса и полагал, что «истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы». Его основная идея: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего «сверхорганизма», который осуществляет «надорганическое» развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что так называемые «отсталые» культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми. По его мнению, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г. Спенсер ввел в научный оборот понятия «структура» (общества, культуры), «функция», «культурный институт».

 



 
PR-CY.ru