10. Эволюционистские концепции культуры.

В середине XIX века и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур, создавались антропологические и этнографические музеи. Независимо от способа, метода, предметной области исследований все они опирались на описания самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в прошлом Землю и живущих на ней поныне. Оформлению процесса изучения культур в самостоятельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и исторических условий.

Среди них необходимо выделить, по крайней мере, три момента. Первый – это открытие европейцами в XVIII–XIX веках все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией и Францией. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь, возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.

Второй – это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи географического детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи – продукты воздействия окружающих природных условий. Тогда же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития. Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной культуры.

И, наконец, последнее обстоятельство – это утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы Иммануила Канта (1724–1804) и Пьера Лапласа (1749–1827) в астрономии, эволюционного подхода в геологии Чарльза Лайелля (1797–1875) и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Жаном Ламарком (1744–1829), Карлом Бэром (1792–1876) и построение общеорганической теории эволюции Чарльзом Дарвином (1809–1882). Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.

Основные черты первых эволюционистских концепций культуры:

- идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития – от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ;

- идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида

Необходимо выделить основополагающую идею практически всех теорий культур: идею создания общей науки о человеке и культуре, независимо от того, как назывались дисциплины, – культурная или социальная антропология, культурология или просто антропология. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

 



 
PR-CY.ru