К линейной концепции культуры с полным правом можно отнести марксизм – систему философских, политэкономических и политических воззрений, возникшей в середине XIX века. Формирование взглядов основоположников марксизма Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895) шло в процессе осмысления и переосмысления основных достижений человечества в духовной сфере. В материалистической диалектике (или диалектическом материализме) была сделана попытка обоснования внутреннего единства диалектики и материализма. Понимая диалектику как учение о всеобщей связи, о развитии, основоположники марксизма выделяют три этапа в ее истории: наивная диалектика древних («картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий»), метафизическое мышление, возникшее в эпоху дифференциации наук (на первый план выходит познание частностей, их точное исследование), и современная диалектика, которая, с одной стороны, включает понимание общего взаимодействия, развития, с другой стороны, это понимание основывается на точном знании частностей, на совокупности наук, в развитии которых на первый план выступает уже не дифференциация наук, а их единство, взаимосвязь.

Марксизм обосновал исторический материализм, материалистическое понимание истории, – суть которого в следующем: в общественном производстве люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Тем самым исторический материализм исходил из определяющей роли материального производства непосредственной жизни, которая и показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и т.д. К. Маркс исследовал систему производственных отношений капитализма и пришел к выводу, что основное его противоречие состоит в общественном характере производства и частной форме присвоения результатов труда. Устранение противоречия состоит в устранении частной собственности и ее переход в собственность всего общества. Для осуществления такого преобразования необходима политическая революция, осуществляемая мирным или немирным путем. Результатом такого преобразования должно стать бесклассовое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Тем самым история придет к своей цели – всестороннему развитию культуры каждого человека и всей культуры в целом.

К линейным концепциям культуры можно отнести ислам и христианство, поскольку в них со всей очевидностью проводится мысль о линейном развитии истории, ее начале и конце.



 
PR-CY.ru