Общий духовный образ, «телос» складывающейся европейской сверхнации, содержит особый «телос» каждой европейской нации, каждого отдельного человека и представляет собой «бесконечную идею», к которой устремлено все духовное развитие. Оставаясь на позициях европоцентризма, уже преодоленного Данилевским, Тойнби и Шпенглером, Гуссерль отводит особое место в мировом историческом развитии именно Европе. Только «европейское человечество» он рассматривает как обладающее «врожденной энтелехией», которая и придает смысл развития европейскому духу.

Обращаясь к истокам европейского духа, Гуссерль видит их в «теоретической установке», возникшей в Древней Греции в VII–VI веках до н.э. Эта установка, по его мнению, вызвала к жизни совершенно новое культурное образование – философию, – которое обозначило науку о единстве всего сущего, науку универсальную, сконцентрировавшую свое внимание на мировом целом. Являясь целиком и полностью непрактичной, «теоретическая установка» подразумевает отношение индивида к миру, основанное на волевом «эпохе», на преднамеренном воздержании от любой естественной практики. Этой установке, связанной с возникновением философии в древнегреческом смысле, Гуссерль противопоставляет «мифо-практическую», которая была свойственна человечеству до возникновения греческой философии и которой присуще практическое отношение к миру. В отличие от нее «теоретическую установку», основанную на «удивлении» и связанную философом с именами Платона и Аристотеля, характеризует стремление к созерцанию и познанию универсума, главной ее целью является чистая теория. Греческое «удивление» было любопытством, отстраняющимся от практических интересов. Человек превращается в философа, созерцая мир с точки зрения незаинтересованного наблюдателя.

Таким образом, Гуссерль рисует картину становления философии как новой формы культуры, основывающейся на чисто теоретическом интересе к миру. Распространяясь все шире, философия выдвигает требование подчинения действительности идеальным нормам, нормам безусловной истины, производя перемены во всей практике человеческого существования, во всей культурной жизни. Традиции, опыт повседневности теперь отвергаются в пользу норм объективной истины. И эти перемены происходят не только в рамках существующего знания, они порождают новую культуру, параллельно которой, с точки зрения Гуссерля, идет возникновение «особого человечества» и «особого жизненного призвания». Постепенно возникает новое сообщество – сообщество людей, живущих чисто идеальными интересами, философией.

Однако европейский рационализм, уходящий корнями в древнегреческую философию и составляющей ядро не только европейской науки, но и всей европейской культуры, подвергается искажению, что и привело к кризису европейского духа. Причина затруднений рациональной культуры видится Гуссерлем не в сущности самого рационализма, а в его «овнешнении», в его извращении «натурализмом» и «объективизмом», которые, начиная с Ренессанса, характеризуют науку и философию Нового времени.

 



 
PR-CY.ru