Вслед за Данилевским Шпенглер приходит к выводу, что никакой общечеловеческой истории не существует. История многолинейна, т.е. существует множество историй отдельных, замкнутых, уникальных культур, которые никак не взаимодействуют, не сообщаются между собой. Культуру он понимает предельно широко, по существу отождествляет ее с обществом. Каждая культура, по Шпенглеру, представляет собой единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм, который так же зарождается, растет, взрослеет и умирает. Иначе говоря, «Закат Европы» – это произведение, которое содержит биологическую философию истории. Всемирная история представляет собой чередование и сосуществование различных культур, а в основе каждой культуры лежит идея души, общая идея или стиль культуры, которые понятны лишь человеку, принадлежащему к данной культуре.

Далее Шпенглер высказывает идеи, также близкие взглядам Данилевского. Он считает, что развитие культуры происходит по образцу живого организма. В своем развитии культура проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и смерти. На первых этапах происходит собирание сил для будущей деятельности, формирование уникальных особенностей культуры. На стадии зрелости осуществляются заложенные в культуре возможности, идеи. Затем наступает старость, т.е. угасание, и смерть. Это означает, что творческие возможности культуры исчерпаны, она изживает себя. Такова судьба каждой культуры. Ее развитие подчинено жесткому биологическому ритму. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал – тысячелетие.

Продолжительность каждой из фаз составляет 200–300 лет. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет «цивилизацией». Европа в XX веке, как следует из названия книги, вступила в период своего заката. На смену динамичной культуре пришла статичная цивилизация с омертвелыми государственными формами, скудостью мысли, гибелью высокого искусства.

Шпенглер преодолевает традиционное членение истории на Древний мир – Средние века – Новое время и считает, что такие понятия, как «человечество», «прогресс», «цель» существуют лишь в головах выдумывающих их философов. У истории нет всеобщей логики, она исчерпывается лишь рождением и умиранием культурных организмов. Носительницами подлинной всемирной истории, по его мнению, являются следующие восемь великих культур:

- египетская;

- индийская;

- вавилонская;

- китайская;

- греко-римская («аполлоновская»);

- визинтийско-арабская;

- культура майя;

- ныне существующая западноевропейская (фаустовская).

 



 
PR-CY.ru