Натурализация научного разума привела к тому, что все человеческое, субъективное вытесняется из сферы науки, все сильнее становится стремление рассматривать факты духовной жизни как причинно закрепленные в телесной природе. Отсюда возник скептицизм, недоверие к рациональной науке и философии, иррационализм, забвение традиционных ценностей, цинизм в философии и в искусстве. Преодоление кризиса европейской науки и рациональности, который осмысливается Гуссерлем как общекультурный кризис Европы, возможно только на пути возврата к истокам европейской духовности – рационализму. Причем возврат к подлинному рационализму сопряжен для него с необходимостью соотнесения науки, в частности естествознания, с «жизненным миром» человека. Философ подчеркивает необходимость восстановить утраченную связь науки с человеком, которая заключается в человеческой потребности осмысления мира и своего места в нем. Основой, фундаментом естественных наук должен стать «жизненный мир» – мир, в котором нам даны вещи, люди, в который мы включены, соприкасаясь друг с другом. «Жизненный мир» – это некоторая дорефлективная данность, он дан непосредственно, до всякой особой установки сознания (научной или философской). Это мир, где соотносятся наша субъективность и объективный мир, – мир, в котором, с точки зрения феноменологии, предметы конституируются сознанием. Главное отличие «жизненного мира» от конструкций естествознания – его соотнесенность с субъектом, поскольку это есть его собственный окружающий мир. Гуссерль отмечает, что естественные науки невозможны без их соотнесения с «жизненным миром». Естественнонаучная рациональность, в основу которой легло замещение реального, опытно-воспринимаемого мира миром идеальных сущностей, абстрагирования от всего человеческого, духовного, свела непосредственно созерцаемый мир к математическому идеалу, что неизбежно привело к выхолащиванию подлинного значения рационализма.

Благодаря науке о «жизненном мире» Гуссерль считает возможным преодолеть отвлеченность научных абстракций от реальной человеческой жизнедеятельности, от субъектов как личностей, от всего духовного, человеческого, что и послужит преодолению «объективизма», проявляющегося в натурализации духа.

Культурологическая концепция Гуссерля, будучи по своей сути идеалистической, утверждающая принципы европоцентризма и философикоцентризма, заслуживает, тем не менее, глубокого внимания. В условиях глобального кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности европейского сообщества, в обстановке духовной растерянности, крушения традиционных идеалов, нарастания иррационалистических и пессимистических настроений прозвучал героический призыв к вере в разум, к необходимости восстановления традиционных ценностей старой Европы – рационализма, философии, теоретического знания.

 



 
PR-CY.ru