Познание культуры народов, живущих на Земле, не только будет способствовать нахождению общего языка между ними, но и поможет лучше узнать, оценить свою собственную культуру. Мы живем в созданной нами культурной среде, и часто признаем ее как данность. При сопоставлении с культурами других народов мы ощущаем своеобразие и особенности своей культуры. Необходим диалог не только с культурой прошлого, но и диалог современных культур.

Таким образом, изучение и постижение истории культуры, всего многообразия культуры современной, культуры разных стран, наций, народов, человечества в целом становится основой формирования той человеческой общности, которая помогает предотвратить межнациональные конфликты, войны, решить глобальные проблемы.

Необходимость широкого гуманитарного образования в формировании высоконравственной личности, ее гражданских и человеческих качеств, мировоззренческой позиции, в осознании своего места в культуре и культуры в ней неоспорима.

Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурология как принципиально неидологическая дисциплина в конце 1980–1990-х годов частично взяла на себя в нашей стране функцию философии, т.е. она дает новое, целостное видение мира, хотя философией не является. Именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных, но трудных для понимания произведений искусства, а также личности их творцов. Культурология сегодня выступает (наряду с философией) в качестве основания гуманитарных наук. Наконец, культурологическое мышление, мироощущение очень современно.

Хотя ныне культурология признана на всех уровнях образования и науки, дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания продолжаются. О предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. Условно в таком споре можно выделить две противоположные позиции – изоляционистскую, согласно которой у культурологии свой, не похожий на другие науки, подход, и интеграционистскую, в основании которой лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

Хотя сам термин «культурология» появился значительно позднее, зарождение и развитие этнографической науки, которое исследователи относят к 60–70-м годам XIX века, было ознаменовано выходом классических работ по истории культуры, свидетельствующих о появлении общих концепций, основанных на этнографических данных и носящих ярко выраженный культурологический характер. Одна из таких первых концепций (эволюционистского плана) принадлежала Эдуарду Тайлору, воссоздавшему в своих исследованиях широкое полотно культурной жизни первобытного человека. Возможность и необходимость общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды. Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения «культурологии», был известный американский культурантрополог Лесли Уайт.



 
PR-CY.ru