4. Задачи курса культурологии.

Исходя из всего сказанного, определяется задача курса культурологии. Она заключается в том, чтобы дать базовые знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, закономерностях развития и многообразии проявления, об основных исторических типах культурного процесса. Эти знания дают понимание того, что только культура сделала человека Человеком, помогают определить общечеловеческие ценности и идеалы и их место в жизни современного общества. Бытует мнение, что в жестких условиях рыночных отношений приобретение знаний, не связанных с будущей специальностью, в том числе знаний в области культурологии и других гуманитарных наук, – излишняя роскошь. Утверждается, что наш век – век профессионалов, и что вуз должен готовить специалиста, ориентированного на практику профиля, что век универсалов типа Леонардо да Винчи давно прошел, когда один человек мог добиться вершин в разных сферах.

Однако цель высшего образования состоит в реализации потребности человека в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии. Образование включает в себя два компонента: обучение и воспитание (поэтому неправомерно сочетание: образование и воспитание). Для реализации этого недостаточно только узкопрофессиональных знаний. Подготовка специалистов высшей квалификации требует развитого интеллекта, сформировавшихся нравственных устоев, подлинной интеллигентности, цельного мировоззрения, толерантного отношения к иному мировоззренческому подходу. Без постижения культуры это невозможно. Более того, без постижения иных культур невозможно понять и оценить культуру собственного народа. Это и есть общая культура как основа культуры профессиональной.

В современных условиях возросла профессиональная ответственность работника. Она включает в себя и ответственность моральную: регулирование, оценку и координацию своих действий с общепринятыми правилами и нормами нравственности. Это – личная ответственность, но ориентация на принятые в обществе моральные критерии делает ее и социальной ответственностью. Социальная ответственность – это ответственность за принятые решения, за свои действия и их результаты, за допущенные ошибки. Это и объективная оценка своей деятельности. Одни только профессиональные знания эти качества сформировать не могут.

Без приобщения к культуре, важнейшей частью которой является гуманитарное образование, невозможно сформировать самостоятельно думающую, ответственно действующую личность. А личность формируется всей системой гуманитарного образования. Профессиональная подготовка прилагается к личности. Не будет личности, не будет профессионала, не будет и преемственности в восприятии культурного наследия.

Каждый человек, являясь членом общества, участвует в политической жизни. Даже тогда, когда он якобы не интересуется политикой, игнорирует происходящие в обществе процессы и даже не ходит голосовать. Но это тоже участие, выражающее негативное отношение к происходящему. Основано оно на взглядах, которые сложились у такого человека в силу разных причин: здесь и неудовлетворенность действительностью, своим положением, убеждение, что «от нас ничего не зависит», незнание, как и что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему.

 



 
PR-CY.ru