Есть два направления в изучении культуры – гуманитарное и социально-научное, как два научных метода. Гуманитарное имеет многовековую традицию исследований: литературоведческих и фольклористских, мифологических и религиоведческих, историко-философских и искусствоведческих, по истории общественной мысли и по истории быта, костюма, нравов, а также по ряду иных направлений, относящихся к области гуманитарного, духовно-творческого и просветительского аспектов жизни общества. Этот научный профиль в существенной мере преследует фактографические цели: максимально точное описание изучаемых явлений, их историко-стилевая оценка, этническая, а по возможности непосредственная авторская идентификация, а также поиск сюжетных, стилевых, образных и иных источников исследуемого объекта. Поскольку в рамках этого культуроведческого направления исследователям приходится иметь дело не столько с массово распространенными явлениями культуры, сколько преимущественно с единичными в своей неповторимости произведениями художественного, интеллектуального, а также материально-бытового творчества, их анализ, как правило, отличается повышенной субъективностью оценок. Показательно, что в отличие от социально-научной культурологии, гуманитарное культуроведение сосредоточено почти исключительно на исследовании собственной национальной культуры, что неизбежно накладывает на гуманитарное культуроведение определенный отпечаток в виде повышенной эмоциональности отношения ученого к объекту исследования, являющемуся чертой его собственной идентичности.

В гуманитарном культуроведении неизбежно доминирует некое «шедевроведение», изучающее судьбу и характеристики тех или иных уникальных произведений духовной культуры, временами соотнося их с общим культурным контекстом эпохи, но чаще не затрудняя себя столь сложными культурно-историческими аллюзиями. Можно определить гуманитарное культуроведение как область знаний очень важную, но в рамках общей научной классификации занимающую «стыковое положение» между собственно культурологией и искусствознанием, фольклористикой, историей быта.

Социально-научная культурология признается в качестве собственно культурологии практически всеми органами управления наукой и образованием, определяется соответствующим набором регламентирующих ее документов, в том числе – образовательным Госстандартом.

Сегодня в недрах культурологии постепенно рождается новое своеобразное научно-практическое направление – теория и методология социокультурного воспроизводства, – тесно связанное с иными областями культурологии, с педагогикой, этнографией, социологией, культурной (социальной), исторической и психологической антропологией, теорией социальной коммуникации и др. Но в отличие от перечисленных областей науки, она сконцентрирована, прежде всего, на:

а) стратегических социальных целях исторического воспроизводства данного общества с его национальной культурной спецификой и

б) системных характеристиках порождаемых культурно-ценностных комплексов социальной адекватности и культурной компетентности новых членов этого общества.



 
PR-CY.ru