Культурология тесно связана и с социологией. Анализ явлений, происходивших в обществе, близок к анализу, который производится при изучении особенностей культурного развития общества. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждая из составляющих этого знания – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ (так сказать «технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений. Во-вторых, это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером.

Культурология тесно связана и с такой наукой, как психология, изучение которой позволяет понять многие не только современные культурные ценности, но и культурные ценности древнейших времен. То, что производит человек, обусловлено не только его сознанием, но и бессознательными порывами души. Многие ценности культуры закрепляются в архетипе и национальном менталитете, а поведение человека обусловлено его психо-физическими инстинктами, которые не всегда можно отнести к достижениям культуры. Человек – это все же животное, хотя и социальное.

Не вызывает сомнения связь культурологии с религией. Само слово «культура» родственно понятию «культ». В процессе секуляризации (обмирщения) общественного сознания культура как бы отрывается от своих религиозных корней и становится самодостаточной областью знания. Не случайно понятие «культура» получает широкое распространение именно в Новое время, в эпоху культа Разума, когда культура предстает как самоценность, смыслообраз, из которого вырастают все модусы человеческого существования, а содержащийся в самом ядре науки о культуре мощный аксиологический (ценностный) пласт объединяет разнообразие эмпирических данных в законченный антропологический образ. Именно этот образ человека позволяет выстраивать систему знаний о культуре в соответствии с мировоззрением автора, его воспитания, жизненного опыта и научных предпочтений. Но какой бы теоретической позиции ни придерживался культуролог, он вынужден объяснять генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, как сочетание универсально-человеческого и самобытно-этнического. Более того, в известной степени и становление культурологии как теоретической дисциплины можно представить в плане сознания данной коллизии.

 



 
PR-CY.ru