35. Культура как процесс.

Итак, культура во всех своих проявлениях мобильна и глубоко исторична. Рассмотрение ее как функционирующей системы предполагает наряду с этим анализ изменения культуры, реального процесса ее развития и восхождения.

Теоретическое системное воспроизведение культуры необходимо требует ее просмотра в трех взаимосвязанных аспектах: строении (морфологии), функции и истории. Исследование функциональных связей и зависимостей, опирающееся на выяснение морфологического состава системы – это необходимая предпосылка выявления ее процессуальных характеристик, взятых в аспекте исторического преобразования и развития.

Культура как раз и есть такое социальное образование, которое имеет своей основной функцией историческое (диахронное) и структурно-системное (синхронное) поддержание единства и целостности человеческой деятельности. Эта основная функция культуры носит двуединый характер.

1. В своей обращенности к миру природы она предстает как выражение адаптивно-адаптирующей (приспособительно-преобразующей) сущности культуры человеческого рода, обеспечение упорядоченности и организованности его бытия.

2. В своей самообращенности она предстает как постоянно совершенствующийся механизм связывания человеческой деятельности на всех уровнях социального расчленения (от индивида, группы, класса до рода), постоянного повышения эффективности всех его видов.

Реликты культуры, традиции прошлых поколений, инородные элементы, проникающие в одну культурную систему из другой, ослабляют системное единство культуры, вызывают коллизии, усугубляемые социально-экономическими противоречиями времени.

Процессуальное рассмотрение культуры, конечно, не сводится к выявлению того, как она функционирует. Через понятие «функции» можно просмотреть линии связи культуры и общества, выяснить, чем она является для социальности, как ее обслуживает. Интерпретация через функцию есть так или иначе внешний способ объяснения.

Источником движения и развития культуры выступает внутренняя противоречивость сохранения и прохождения, постоянного самоотрицания. Культура не только и не столько фиксация достигнутого результата, сколько его развитие и восхождение. Противоречивость самой человеческой деятельности, способом бытия которого выступает человеческая культура, порождает амбивалентность культуры. В самом механизме культуры заключена возможность сдвигов, вызывающих изменение тех или иных системных элементов, всего целого культуры. Прежде всего, противоречиво человеческое сознание, отражающее действительности противоречия деятельности и вносящее момент целеполагания в объективированные плоды содеянного. Диалектическая поляризация содержаний сознания откладывает отпечаток на саму собственно человеческую деятельность.

 



 
PR-CY.ru