Постиндустриальное общество характеризуется переходом в информационную фазу; переходом от развитых технологий к высоким; от национальной экономики к мировой; от краткосрочных программ к долгосрочным; от централизации к децентрализации; от институциональной помощи к самопомощи; от представительной демократии к непосредственной; от иерархии к сетям; от Севера к Югу; от принципа «или-или» к многообразию. Таким образом, постиндустриализм предполагает экономическую и информационную глобализацию, деинституционализацию и как следствие рост анархии, создание общества сетей с зависимостью социального порядка от антропологических и моральных качеств людей. В результате растет роль культуры.

Успешно модернизованные (постмодернизованные) страны образуют свой клуб «вошедших в глобальную экономику». До начала глобализационных процессов модернизация была доминирующей тенденцией, которая воплощала идею прогресса. В течение долгого времени незападные страны следовали догоняющей модели, стремились воспроизводить образцы Запада. Теперь оказалось, что не все могут осуществить этот процесс, и посткоммунистическая Россия не смогла. Осознав это, «клуб избранных» решил зафиксировать статус-кво на приемлемых для себя условиях, оставив идею подталкивать к развитию менее удачливых, ощутив нехватку сил для подтягивания каждого общества к развитию.

Глобализация оказалась противоположной модернизации, ибо догонять и имитировать – значит обрекать себя на прогрессирующее отставание. Быть похожим на других сегодня не годится. Сегодня надо быть лучшим или уникальным. Чтобы войти в глобальную экономику, нужны прорывные инновации: создание уникального и дешевого товара, который получил престижно-смысловое признание с помощью PR. Вестернизация выступает частью более общего процесса, которые получил в литературе название модернизации.

Теория модернизации, появившаяся в середине XX века, опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком бы регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, т.е. система общечеловеческих ценностей.

Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу – современному. Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации (США и Западная Европа) целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать их, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.

 



 
PR-CY.ru