4. Особенность культуры, генетически не переходящей ребенку от родителей, но транслируемой только методом воспитания, обучения и т.п. Трансляция черт: лингвистических, этнических, социально-сословных, религиозных. При невозможности полномасштабной трансляции социальной специфики данной культуры, наступает процесс культурной ассимиляции людей во внешнем социальном окружении (другом народе).
5. Процессы культурной ассимиляции людей во внешнем социальном окружении:
- детерминация личности социокультурной системой;
- человеческая личность как «продукт», «исполнитель» и «творец» культуры, ее форм и образцов;
- личность в истории культуры;
- проблема интерпретации культурных форм как основная проблема бытия культуры в обществе;
- конфликт интерпретаций как социальный конфликт ценностей культуры (иерархизации ее форм по аксиологическим критериям), характерный для различных социальных субкультур;
- проблема индивидуального «переживания» культуры и ее составляющих (норм, форм, канонов) ее индивидуальными исполнителями;
- конфликт личности и общества как сугубо культурное противоречие между социальной нормой и ее личностной интерпретацией.
6. Социальная потребность в социализации и инкультурации личности:
- социализация и инкультурация как процессы вхождения индивида в общество и его культуру;
- социализация – освоение социальных норм адекватного поведения и коммуницирования, законов, норм и форм проявления социально-политической лояльности существующему порядку, иерархии социальных статусов и ролей;
- инкультурация как освоение тонкостей этикета и собственной социальной роли, особенностей мировоззрения и оценок, обычаев и нравов, общей гуманитарной и религиозной эрудиции, принятой в данном обществе, допустимых границ индивидуальной интерпретации куль
- инкультурация как процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «человека культурного», но и содержащий механизм осуществления изменений в культуре;
- основные стадии социализации и инкультурации: первичная (детская) и вторичная (взрослая) и их культурные особенности;
- специфика процессов социализации и инкультурации в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.
Первым условием инкультурации должно быть самоутверждение человека во времени: присвоение полученных знаний и умений, готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных и социальных условий.