17. Ценности и идеалы.

Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Объекту самому по себе ценность не присуща. Ценность – не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек.

Ценность надо отличать от полезности и истины: ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности. Человеческие понятия о том, что такое ценности, называются ценностными представлениями. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющих желания и потребности, люди формируют идеалы, т.е. образцы, эталоны ценности.

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и производные.

- Финальные – высшие ценности и идеалы, самоценности (человеческая жизнь, свобода, счастье, любовь).

- Инструментальные – средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны постольку, поскольку полезны для достижения какой-то цели.

- Производные – следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

У каждого человека образуется более или менее упорядоченная иерархическая структура ценностных ориентаций, т.е. представлений, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей. Можно различать два типа (или уровня) ценностных представлений: на уровне обыденного сознания и на уровне общественной идеологии.

Семантика культуры не остается неизменной. Утрачивая то или иное значение, культура вступает в процесс десемантизации.



 
PR-CY.ru