В конечном итоге смысловые связи жизнедеятельности образуют те фундаментальные ритмы и циклы человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости жизнедеятельности, которые составляют предпосылку культурного процесса. Так, например, уже самые элементарные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным и осмысленным образом. Человек, например, не просто утоляет голод или жажду, а осуществляет это в определенных культурных формах, использует определенную утварь, определенную процедуру приготовления и ритуалы приема пищи. В человеческом сообществе время трапезы не безразлично для индивидов, поскольку оно определяется уже не чувством голода, а культурным смыслом. Тем самым трапеза для человека определенной культуры обретает особое обрядовое и символическое значение. Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры закрепляются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, предписаниями, которые являются смысловыми единицами культурного порядка, регулирующими процессы человеческой жизнедеятельности.

Узловые моменты культурной картины мира закрепляются в языке. Так, например, первичные ощущения времени и пространства, закрепляясь в языке, выливаются затем в гипотезы, а позже – в научные теории устройства Вселенной. Такие же связи можно проследить между пониманием числа и типом математики, между первичными ощущениями мира, закрепленными в прасимволах, и образным строем всей культуры (как это сделал, например, О. Шпенглер).

Культурная картина мира строится с точки зрения значимости мира для живущего в нем человека. Но эти значения не всегда могут становиться достоянием сознания и воли. Культура не сводится только к трудовому процессу и отношениям между людьми, возникающими в процессе труда. Культура – это конституционирование определенной осмысленной общности между людьми, которая, связывая и объединяя, открыта иному бытию и опыту, в свете которых вещи функционируют не только инструментально (то есть как проводники активности субъектов), но и как элементы человеческой рациональности, поскольку несут в себе отпечаток определенного человеческого отношения к ним. В процессе воплощения в предмете человеческих замыслов происходит непроизвольная реализация самого субъекта, его способностей, опыта и т.д. В ходе многообразных испытаний предметного мира тот или иной предмет, вещь или явление обретают свое место в миропорядке общественной жизни. Таким образом, значения выражают целесообразность вещей и предметов не только по отношению к целям человеческой деятельности, но и по отношению к определенному месту в человеческом миропорядке. Иными словами, система знаний – это не категориальное членение мира с точки зрения его объективной определенности, а выражение структурированности мира человеком с точки зрения соотнесения вещей и их функций с целостностью практики.

 



 
PR-CY.ru