3. Родственные термины.

Близким по звучанию и происхождению к термину «культура» является термин «культ». В переводе с латинского он означает «почитание и поклонение». Составными элементами понятия «культ» являются религиозно-магические обряды (и материальные ценности, которые относятся к этим действиям), а также преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание. Некоторые исследователи (например, Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Мень и др.) считают культуру производной от религиозного культа и приводят достаточно убедительную аргументацию. Одним из составляющих понятия культуры является воспитанность человека. Сюда включается не только развитие умения соблюдать определенные правила, но и поощрение желания соблюдать эти правила. Многие правила были выработаны именно в процессе исполнения тех или иных религиозных обрядов, сохранения и развития религиозных традиций.

К родственным культуре терминам можно отнести и термин «культивация» от позднелатинского слова cultivio, что означает «возделываю, обрабатываю». Понятие «культивация» относится единственно к возделыванию почвы, ее окультуриванию, т.е. улучшению ее физических и механических свойств для эффективного выращивания растений.

Поэтому культура как понятие часто выступает в оппозиции природе, субъективной воле, бессознательной активности, стихийной самоорганизации. Как закономерное целое она обладает специфическими механизмами возникновения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосохранения, формирования устойчивых структур и их воспроизведения в инокультурной среде. Специфика культуры – в ее роли опосредствования мира объективности природы и мира человеческой субъективности. В результате возникает как бы третий мир объективных импульсов и очеловеченной природы. С точки зрения культуры может быть рассмотрен любой объект или процесс, в котором нас интересует не только его прикладная значимость, но и скрытый в нем способ интерпретации и оценки мира. Поэтому ее объекты в конечном итоге всегда связаны с личностным приятием (или неприятием), толкованием и воспроизведением. Это восприятие зависит от степени соотнесения себя с культурой; и это соотнесение является одной из фундаментальных свойств личности.

Индивидуальный интеллект, способный усвоить нормы культуры, – это историческое достижение, которое было достаточно ясно оформлено философией античной эпохи. Сходства:

- культура обладает ассиметричным строением, которое аналогично асимметрии головного мозга;

- человеческое мышление диалогично, и в культуре общественная мысль также диалогична;

- подобно человеческой, культурная память не просто хранит, а трансформирует то, что в ней содержится;

- коллективный интеллект культуры сходен с индивидуальным даже в том, что ему тоже угрожает опасность впасть в «психическое заболевание», что лишний раз подтверждает интеллектуальное устройство культуры, ибо только интеллект характеризуется потенциальной

Связанный с самой сущностью патологического развития культуры рост объема информации и автономии индивидов-носителей культуры ведет к их специализации и дифференциации, которая обособляет и разделяет людей. Это чревато опасностью, которую можно назвать «шизофренией культуры». Она заключается в возможности распада коллективного интеллекта на отдельные «культурные личности», замкнутые культурные зоны со своими собственными языками, ценностями, нормами, памятью, механизмами развития. В частности, к этому относится углубленное самопознание культуры, связанное с развитием культурологических исследований. Поэтому культура здесь выступает как информационное обеспечение общества.

 



 
PR-CY.ru