В рамках русской философии учение о ценности как моральной категории разрабатывалось в системах Писарева (общественное благо как высшая ценность), Леонтьева (красота как высшая ценность), Вл. Соловьева (высшие ценности так сказать «укоренены» в христианской картине мира) и т.д. В марксистско-ленинской идеологии моральные категории имели ценность лишь в том случае, если они способствовали реализации на практике идеала – построения бесклассового общества. Иначе говоря, имела право на существование лишь та культура, которая способствовала строительству коммунистического общества. А коммунистическая идеология считала приоритетными именно материальные формы культуры. Это был базис, а все остальное – лишь надстройка над ним.

Однако восприятие культурных ценностей в отрыве материи от духовности препятствует восприятию культуры в целом. Здесь все же следует сказать, что материальная сторона зачастую оказывает негативное воздействие на духовность и культуру в целом. Так, например, считается, что развитие техники снижает творческие способности человека и, как следствие, тормозит культурное развитие. Поэтому, говоря о культуре, целесообразно говорить, прежде всего, о духовной культуре, т.к. именно она имеет решающее значение, является двигателем создания материальных культурных ценностей. Если по Библии «вначале было Слово», то здесь уместно сказать, что вначале была человеческая мысль.

Первичная и вторичная формы духовной культуры. Формы духовной культуры делятся на сферы деятельности.

Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это – проективный вид деятельности, который предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. Объектом такого проектирования оказывается и сам человек, когда он разрабатывает модели совершенствования своей природы.

Вторая сфера охватывает способы познавательной деятельности человека и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире.

Строение третьей сферы связано с ценностно-ориентационной деятельностью. Мир человека – это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями. Эта сфера может быть представлена тремя подсистемами:

- моральная культура;

- художественная культура;

- религиозная культура.



 
PR-CY.ru