2. Материальная и духовная формы культуры.

 

В целом принято различать культуру материальную и духовную. Однако рассматривать материальные и духовные ценности в отрыве друг от друга невозможно, т.к. материальные предметы являются порождением духовных исканий, работы разума человека, а рождение духовных ценностей часто является следствием воздействия материи на человека. Первоисточником же культуры всегда является человек. Общество в целом, государство – это либо двигатели культуры, либо ее тормоз, т.е. они могут способствовать как развитию культуры, так и, наоборот, ее угасанию.

Материальные ценности – это все то, что было создано человечеством на протяжении всей его истории: дома, предметы потребления, орудия производства, разные виды транспорта, техника и пр. Эти предметы, созданные руками человека, выполняют определенную функцию и представляют ценность для данной группы или данного общества. Это общественное богатство позволяет определенной части общества заниматься интеллектуальным трудом, создавать духовные ценности.

Они включают в себя философские, художественные, этические, эстетические и т.п. произведения, а также обычаи, традиции, короче говоря, все то, что удовлетворяет духовные потребности людей. Духовные ценности включают в себя религию, мораль, искусство, науку, нормы, правила, образцы, законы, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, язык. Иногда их называют нематериальными, несмотря на то, что они имеют материальную форму выражения в форме художественных ценностей. При всех существенных различиях материальные и духовные ценности неразрывно связаны между собой. Все материальное – это некая реализация духовного, а это духовное невозможно без материальной оболочки. Примером может служить архитектурное сооружение: оно одновременно является и произведением искусства, и имеет утилитарное назначение.

Духовную культуру, с точки зрения общественного сознания, можно разделить на следующие элементы: эстетическая, правовая, религиозная, философская, социальная (т.е. язык, быт, обычаи, традиции и другие составляющие общества), этическая, научная культура. Этих элементов может быть гораздо больше, но их всех объединяет одно свойство – присваивая человеку или обществу духовно развитую культуру, следует понимать, что все элементы в ней развиты, так как «в духовно развитом человеке все духовно».

Однако материальные и духовные явления, будучи едины с точки зрения наличия человеческого, т.е. культурного содержания, тем не менее, весьма существенно различаются. В духовном явлении степень выраженности культурного содержания значительно выше, чем в материальном. Можно даже сказать, что материальные вещи, предметы, чтобы раскрыть свой культурный пласт, должны быть переведены в духовную область. Иначе говоря, духовное выступает не просто как само по себе культурное, но и как своеобразная форма, своего рода канал, при помощи которого материально-вещное обретает свой культурный смысл.

 



 
PR-CY.ru