Обозначим их:

- культура в плане дифференциации общественного и природного, что наглядно прослеживается в ее историческом генезисе. Первоначально культура воспринималась как нечто отличное и прямо противоположное природе (натуре). Конечно, в разграничении природы и кул

- культура в плане дифференциации материального и духовно-идеального: материальные предметы, вещи, созданные человеком, включают в себя определенное человеческое содержание, значительный пласт общественных значений, и это социально-человеческое содержание

Культура чрезвычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Как отдельные проявления культуры можно воспринимать ее различные видовые модификации, обозначаемые такими понятиями, как «коммуникативная культура», «культура человеческих отношений», «культура общения», «культура условий труда», «информационная культура» и т.д. Проявления культуры связаны с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. Таковыми можно считать культурные тексты, памятники и в целом все культурные артефакты, т.е. искусственно созданные объекты, имеющие знаковое или символическое содержание. Как артефакты культуры можно рассматривать созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества, научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

Культура не приобретается биологическим путем, ее усвоение осуществляется с помощью научения. Каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Данный процесс является основой социализации. В результате усвоения определенной системы ценностей, норм и правил поведения, идеалов и верований происходит формирование человека и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. Именно общение стимулирует развитие личности и становление «человеческих» качеств.

Культура зачастую подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Во-первых, биологические возможности человеческого организма не беспредельны: например, нельзя научить перепрыгивать через высокие здания. Существует и определенный предел усвоения знаний для человеческого мозга. Окружающая среда также ограничивает воздействие культуры или препятствует формированию некоторых ее моделей. Например, засуха или извержение вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Жители тропических джунглей не возделывают длительное время определенные участки земли, поскольку нельзя получать всегда высокие урожаи. Выживание общества диктует необходимость тех или иных норм поведения, без которых невозможно сотрудничество между людьми.

 



 
PR-CY.ru