Пантеон богов майя был обширный и многообразный, соответствующий социальному строю общества и отражающий их представление о двойственности мира. Главные боги были: Хунабку, «единственный бог», отец богов; Ицамна, повелитель неба, покровитель жрецов, основатель цивилизации майя; Ишчель, богиня-мать; Чак, бог дождя, самый популярный из богов; Юмкаакс, бог кукурузы; Ах Пуч, бог смерти.

Центром еще одной индейской цивилизации стало Перу. Древнейшие государства здесь сложились возле озера Титикака. Цивилизации этого региона отличаются высоким уровнем технического развития (производство тканей было известно в Перу еще до начала III тысячелетия до н.э., работа по металлу – до 1000 г. до н.э.), а также сложением традиции строительства огромных храмов. На территории Перу, последовательно сменяя друг друга, развивались цивилизации Чавин, Парака и Наска, культура Моче, Чиму. Согласно источникам, около 1200 г. н.э. господство здесь перешло к племени инков, живших в районе Куско. Инки принадлежали к народу кечуа, название «инки» обозначает одновременно племя, аристократию (правящий класс) и, наконец, главу государства, монарха: Инка рассматривался как воплощение святости, сын солнечного бога. Их империя была тем самым теократической монархией, основание которой восходит к явлению бога солнца Манко Капаку, легендарному первому инке (ок. 1200 г.). В период расцвета (1438–1532) она простиралась от современного Кито (Эквадор) до Вальпараисо (Чили). Столицей государства был Куско («пуп»). Эта экспансия сопровождалась усиленной централизацией: государственная религия, распределение обрабатываемых полей, сложная административная система. В начале XVI в. в состав инкской империи входили территории нынешних Перу и Боливии, а также некоторые области Эквадора и Чили.

Инки выработали настоящую государственную религию. Во время своих завоеваний они привозили идолов покоренных народов, которых почитали в столице в качестве второстепенных божеств; однако народные верования и некоторые племенные культы выжили внутри этой теократической системы. В религии инков важную роль играла вера в загробную жизнь, о чем свидетельствуют погребальные обряды их знати. Тела правителей и вельмож высушивали, мумифицировали, придавали им положение, подобное положению эмбриона в теле матери, герметически заворачивали в несколько слоев плотной хлопковой ткани. При захоронении рядом с усопшим клали драгоценности и предметы обихода; некоторое время у инков существовал обычай умерщвлять и хоронить вдову и слуг покойного вместе с ним. Существовала и практика человеческих жертвоприношений в честь восшествия на престол нового правителя либо перед началом войны. При всем разнообразии можно выделить несколько культурных общностей (почитание бога с кошачьими когтями, образ змеи, выступающий как символ плодородия, культ бога-ягуара, образ жреца, совершающего жертвоприношение), которые свидетельствуют о том, что цивилизации восходят к одной древней культурной традиции. Наряду с государственным, официальным культом в каждой местности почитался свой бог в образе дерева, животного или камня, что указывает на наличие пережитков тотемизма. Есть сведения о почитании духов предков – уака.

 



 
PR-CY.ru